Дорожная сеть нуждается в кардинальном обновлении, убежден премьер-министр Владимир Путин. Плохие трассы сдерживают экономический рост. Поэтому темпы строительства нужно удвоить, причем внимательно отслеживать расходы и навести порядок с регулированием.
Совещание по вопросу повышения эффективности строительства и эксплуатации автодорог председатель правительства провел на заводе "Тверской экскаватор". Прежде чем начать обсуждение проблем российских трасс, премьер-министр осмотрел технику, при помощи которой их строят, и пообщался с рабочими.
Как водится, заводчане окружили Владимира Путина, едва он успел отойти от машин. Интересовали их два вопроса: пенсионный возраст и проезд к поликлинике из деревни. По первой теме глава правительства дал исчерпывающий ответ: пока его повышать не будут, но через 5-10 лет надо посмотреть на реалии. А по второму обещал "порешать вопрос". Не проникнуться бедой рабочих было нельзя: слишком горестно звучали жалобы о том, что с детьми они не могут проехать к поликлинике из родной деревни - потому что там охраняемая резиденция Завидово и строгая пропускная система.
Завод принадлежит группе "ГАЗ", и в присутствии премьера руководство этой компании заключило соглашение о создании СП с коллегами из США - компанией TEREX. Также был подписан меморандум о взаимопонимании по созданию СП между "Русскими машинами" и "Фрицмайер" - германские партнеры передают технологии на производство кабин, а взамен получают кадры и производственную площадку. К приезду премьера эксперты Центра поддержки региональных исследований подготовили доклад о состоянии дорожного строительства. Они пришли к выводу, что развитию отрасли мешают неадекватная система нормирования и стандартизации, устаревшая система ценообразования (расценки на работы считают в ценах 1985 года с поправками на инфляцию), громоздкая система подготовки территорий, неэффективный порядок финансирования, да и просто нехватка денег. "Если аккуратно отобрать статьи строительно-монтажных работ по общему для РФ и зарубежных стран кругу, то выясняется, что российские дороги обходятся дешевле, чем в зарубежных странах", - делают неожиданный вывод эксперты.Выкуп земли и перенос коммуникаций составляет иногда больше половины стоимости строительства дороги, считает и вице-премьер Сергей Иванов. Оттуда и цены в разы больше, чем в Европе.
О затратах на автотрассы премьер как раз и говорил на совещании, правда, к спорным сравнениям прибегать не стал. Состояние дорог - ограничитель роста экономики России, считает Путин: "Нужен качественный прорыв - не просто отдельные крупные проекты, а планомерное развитие и кардинальное обновление дорожной сети страны".
Несмотря на кризис, в дорожном строительстве удалось набрать неплохой темп, заметил он: с 2002 по 2010 год было выделено 2,7 трлн рублей, а в этом будет направлено еще 700 млн, что на 40% больше, чем в прошлом году. Но этого мало. Темпы дорожного строительства должны быть удвоены: до 2020 года только в рамках федеральных проектов нужно построить 18 тыс. км трасс с современным развязками, увеличенной пропускной способностью и большим количеством полос. При этом хотелось бы, "чтобы цены за километр автодороги не брали с потолка, а качество отвечало лучшим мировым стандартам", - рекомендовал премьер.
"Нужно жестко контролировать расходы", - призвал Владимир Путин. И здесь пригодится мониторинг, в том числе и гражданский. Вспомнив организацию "Убитые дороги Пскова", с активистами которой он общался на прошлой неделе, премьер пояснил, что нужно сделать все, чтобы таких неформальных коллективов было как можно больше. Государство же должно следить за трассами при помощи ГЛОНАСС.
Требуют совершенствования и процедуры строительства и содержания дорог. Для этого создаются федеральный и региональные дорожные фонды. До 2020 года в них можно будет накопить свыше 8 трлн рублей: 4,5 трлн рублей федерального и 3,9 трлн рублей региональных, сообщил председатель кабмина. "Но для решения проблем только этих источников будет недостаточно", - уточнил он. Следует использовать механизмы государственно-частного партнерства, чтобы подрядчик, проложив дорогу, отвечал бы и за ее содержание, а государство оплачивало бы расходы. "Это должно искоренить психологию временщиков при дорожном строительстве", - заключил Путин.
Премьер призвал навести порядок с регулированием: "Многие нормы давно устарели, архаичны по сути и тормозят начало проектов". "Хочешь использовать современные материалы, новые типы асфальтов, битумов, но они не значатся в соответствующих бумажках и старых инструкциях. Хождение по инстанциям превращается в круги ада - замучаешься согласовывать действия", - нарисовав эту картину, Владимир Путин пришел к выводу, что нужно побыстрее принимать новые регламенты. "Зачем при каждой новой стройке по десять раз пересогласовывать типовой проект? - задал он вопрос, не ожидая ответа. - Никакой здравой логики здесь нет, только бюрократическая". Проблему может решить банк типовых проектных решений, считает он.
Еще один дорожный тормоз - факторы, завышающие стоимость и замедляющие строительство. Среди них - благодатная почва для спекуляций - землеотвод. "Только запроектировали дорогу, сразу - бам! - уже эти участки скупают. Кто? Те, кому известно об этом дорожном строительстве, - не простые граждане... скупают те, которые информацию имеют", - критиковал глава правительства. Он поручил подготовить предложения по сокращению сроков землеотвода под строительство трасс, упростить доступ к карьерам и разобраться с ценами на битум, а также продумать антидемпинговые меры к зарубежным производителям дорожно-строительной техники. Выслушав поручения, министр транспорта Игорь Левитин внес свои предложения: передать Федеральному дорожному агентству функцию разработки новых нормативов и правил строительства дорог. "Давайте отрегулируем таким образом: минтранс разрабатывает, а минрегион утверждает", - решил премьер.