Объем рынка дистанционного обучения в России и СНГ ежегодно увеличивается больше чем на 20%. В отдельных сегментах рост достигает 80%.
К такому выводу пришли аналитики американской исследовательской организации Ambient Insight и российского портала Smart education. Как показал опрос экспертов, рост рынка происходит за счет увеличения интереса к дистанционному обучению (e-learning) среди крупных компаний, которые после кризиса сократили расходы на повышение квалификации и переподготовку персонала.
К примеру, крупнейший российский производитель алюминия РУСАЛ сэкономил на интернет-технологиях порядка 60% от общего объема средств, заложенных на обучение персонала. Чтобы получить допуск к работе, сотрудники РУСАЛа должны каждый год проходить аттестацию Ростехнадзора. При этом 75% образовательных затрат компании составляли командировочные расходы, большая часть которых нивелировалась с помощью системы e-learning.
С другой стороны, популярность дистанционного образования растет и среди учебных заведений. Сейчас в России насчитывается больше 20 вузов и несколько десятков образовательных центров, которые предлагают своим клиентам получить диплом в режиме онлайн. Студент заводит персональную страницу на электронной платформе в Интернете, пользуется электронными учебниками, презентациями, видеолекциями преподавателей, общается с сокурсниками и наставниками с помощью закрытых чатов и форумов. Посещение университета для "виртуальных" студентов ограничивается сдачей госэкзамена и защитой диплома.
Университеты США и стран Европы начали практиковать e-learning еще в 80-х годах прошлого века. В России же нормативно-правовая база для организации такой формы обучения появилась только в 2003 году. Тогда вступили в силу поправки к законам "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", которые ввели понятие "дистанционные образовательные технологии".
До 2003 года вузы, практикующие образование через Интернет, не имели права выдавать "виртуальным" студентам дипломы государственного образца. В вузовских госстандартах есть требования к аудиторным часам, а официальный статус опосредованного взаимодействия между студентом и педагогом позволил высшим школам "обходить" это препятствие.
Дистанционное образование подходит очень занятым людям, которые могут выделить время на учебу только поздно вечером или утром, - отмечают эксперты "РБГ". С другой стороны, сотрудники многих крупных компаний воспринимают программы повышения квалификации через Интернет как формальность, которую необходимо исполнить, чтобы получить очередные "корочки". А для руководства предприятий заказ интернет-пакета образовательных курсов зачастую является возможностью выполнить обязательства перед вузом, с которым существуют договорные отношения.
"Я не могу сказать, что онлайн-курсы дали мне возможность узнать что-то новое, - признается корреспонденту "РБГ" начальник экономического отдела регионального филиала одной из крупнейших российских транспортных компаний Людмила Кравцова. - Приходилось заново изучать программы, с которыми я работаю каждый день, поэтому большую часть электронных лекций я просто пропускала".
С учетом возможности учиться без отрыва от работы растущая популярность интернет-образования совсем не удивляет. В частности, за последние три года ощутимо снизился набор слушателей на курсы по подготовке бухгалтеров и финансовых специалистов к международной аттестации по программам CAP/CIPA и ACCA DipIFR. При этом число слушателей на специализированных порталах дистанционного обучения dipifr.com и cap-cipa.com только за полгода (с ноября 2009-го по апрель 2010-го) выросло на 79,6%, показали исследования разработчика и провайдера услуг в сфере дистанционного обучения корпорации "Актив".
Интернет-образование решает проблему молодежной миграции из малонаселенных регионов, где нет высших учебных заведений. С этого года получить высшее образование онлайн смогут выпускники школ Ненецкого автономного округа. Они будут учиться в Государственной полярной академии в Санкт-Петербурге, которая запланировала для "виртуальных" абитуриентов из НАО около 250 бюджетных мест.
По информации портала Smart education, в странах СНГ работает 51 разработчик и поставщик технологий дистанционного обучения и 25 дистрибьютеров и интеграторов образовательных систем. Большинство этих компаний находятся в России. Они разрабатывают электронные обучающие курсы, готовят специалистов в сфере e-learning, занимаются разработкой, установкой и поддержкой необходимого программного обеспечения.
"Провайдеры услуг в сфере электронного обучения в основном работают с двумя крупными целевыми группами - компаниями и учебными заведениями", - отмечает исполнительный директор компании "Центр eLearning" Андрей Колоденский. И добавляет, что значительная доля заказов на разработку электронных учебных курсов или внедрение систем дистанционного обучения поступает от корпоративного сектора. Учебные заведения предпочитают реализовывать подобные проекты силами своих преподавателей и студентов, используя открытые технологии, которые находятся в свободном доступе в Интернете.
Онлайн-образование эффективнее традиционного. К такому выводу пришли аналитики компании SRI International, которые проводили исследования по заказу департамента образования США. Эксперты наблюдали за успеваемостью очных и "виртуальных" студентов в течение 12 лет. Результаты оказались неутешительными для приверженцев традиционного образования: студенты, которые обучались посредством Интернета, сдавали тесты на 9% лучше университетских "очников".