08.06.2011 23:18
    Поделиться

    Славянский фестиваль в Брянске подтвердил ценности классического театра

    Славянский фестиваль подтвердил ценности классического театра

    Прошедший в Брянске фестиваль "Славянские театральные встречи" был посвящен двадцатилетию образования СНГ. Насколько сегодня востребованы объединительные идеи и как они прозвучали? Чем запомнится фестиваль?

    Брянский филиал редакции "РГ" пригласил на встречу за "круглым столом" директора Брянского театра драмы имени А. К. Толстого Юрия Пояркина, художественного руководителя московского театра "У Никитских ворот" Марка Розовского и столичного критика Геннадия Бирюкова, который возглавлял жюри.

    Российская газета: Славянский фестиваль возник тогда, когда народы одной страны провели между собой границы. В следующем году Брянск будет принимать двадцатый фестиваль. Призыв к объединению все еще остается главным?

    Юрий Пояркин: Да, фестиваль родился, чтобы объединить театральное пространство, и традиция не утрачена. Рамки его расширились. Помимо России, Украины и Белоруссии, в этом году заявили о себе выходцы из нашей страны, которые основали в Израиле театр "Зеро".

    РГ: Марк Григорьевич, ваш коллектив приезжает в Брянск впервые. Не разочарованы?

    Марк Розовский: Есть фестивали и фестивали. На одни хочется ехать, а на другие… Просто сегодня сложилась такая обстановка, когда театральный мир оказался поделен на сферы влияния. Фестивали обслуживают "свои" театры, а очень многие из них смахивают на обыкновенные тусовки. При этом происходит постыдное подсаживание на пьедесталы коллективов и лиц, которые, с моей точки зрения, грешат непрофессионализмом, дилетантством, графоманией. Даже эти "спектакли" поощряются. И практика показала, что такие постановки умирают сразу после тусовок. Да, есть суета театральной жизни. Еще Чехов отстаивал ее, когда спрашивали, что его тянет в суетное место. Но нельзя забывать о фундаментальных ценностях русского театра как искусства переживания, реалистической игры, где главным оказывается авторское миросознание, где делается ставка на актера, который "кишки положит" перед зрителем. А на многих площадках отстаиваются другие ценности. Или даже все обесценивают. И в этом смысле брянский фестиваль несет не только миссию единения, но и эстетическую. Мы приехали к концу этого праздника, но сумели почувствовать его атмосферу.

    РГ: Сторонники максимального разнообразия театров говорят, что театры не должны сливаться, ведь везде работают разные мастера.

    Розовский: Но пусть тогда будут мастера. Очень хочется. Фестиваль - некая кульминация художественного изъявления, и театр, который едет не просто попрыгать, поскакать, выпить, пообниматься и разбежаться, не сможет определять тенденции в искусстве. И в нем идет борьба, она не прерывается. Одни фестивали противостоят другим. Здесь важна художественная, даже идейная позиция организаторов таких праздников. Можно, конечно, приглашать коллективы по принципу "абы кометой сверкнули", но они только запутают сознание зрителя. Такие должны быть художественные акты, возвеличенные на фестивале, которые дают надежду на то, что наш театр сохранит высокие традиции и новаторство. Речь не о том, что я ортодоксально мыслю и запрещаю другим экспериментировать. Такое право имеют все, но его нужно выстрадать, нужно сделать так, чтобы этот эксперимент был очеловечен и не обессмысливал сам акт искусства. А мы сплошь и рядом видим опусы, в которых трудно найти смысл, и такие труппы получают разного рода премии, призы.

    РГ: Ваш театр редко выезжает на фестивали. Почему?

    Розовский: Есть большие фестивали, которые проводит страна. Я имею в виду прежде всего чеховский. Это все не просто интересно, но действительно расширяет наши представления о театре. Но я не о таких событиях говорю, а о некотором снижении критериев, характерном для нашего времени, где культура падает, торжествуют дикарские проявления. Недаром ведь говорят о дебилизации общества. Это все вызывает тревогу, и кому, как не людям искусства, отстаивать фундаментальные ценности. Брянский фестиваль твердо стоит на позициях единения и демонстрирует художественное разнообразие, он сохраняет свое достоинство и отстаивает гуманистические идеалы. Это, мне кажется, самое дорогое.

    РГ: Геннадий Алексеевич, вы десять дней знакомились с постановками. Что впечатлило? Трудно ли судить?

    Геннадий Бирюков: Перед нами никто не ставил какой-то определенной задачи. Я даже удивился: может, думаю, в последние дни ко мне подойдут и скажут, что надо придерживаться таких-то критериев. Кто-то из местного начальства, которое ведь чувствует себя ответственным за все. Нет, никто не подошел. И хорошо, ведь разномыслие лучше для общества, чем игра в одну дудку. Сейчас зал другой, но насколько можно разойтись в своих оценках с публикой? Зритель воспитан еще и телевидением, которое внушает, что мечта человека - выиграть миллион. Жюри бывает очень трудно пойти вопреки оценкам публики, иногда дремучим. Тут надо разбираться. На фестивале мощный репертуар, тут и Чехов, и Гоголь, и Достоевский. Если бы его выдать 40 лет назад, цены бы ему не было - по тем неразрешимым вопросам, которые задают авторы. Они давят на мозг с такой силой, что человек с трудом это выдерживает. Я имею в виду идеи нравственности русской классики. Мы исходили из того, как принимает спектакль зал, а также из художественности. Оценивали актерское мастерство. Если роль прекрасно сыграна, зритель тянется к такому артисту, даже не улавливая смысла философской конструкции спектакля.

    РГ: Один из основных грехов нынешнего театра - желание подстроиться под зрителя. Он проявился на брянском фестивале?

    Бирюков: Если раньше зритель догонял театр, то теперь наоборот. Когда-то человек уходил после спектакля потрясенным. Сейчас даже ведущие театры бегут за зрителем - догнать его. Одну из представленных на фестивале работ можно назвать прекрасной, сделанной мастерски, но спектакль пустой абсолютно, из него, кроме хорошего впечатления, ничего не вынесешь. Просто события. Профессионально сделанные пьесы широко идут в театрах, и все. На фестиваль-то мы собрали хорошие спектакли, но если посмотреть на афиши, на то, чем театр зарабатывает, то репертуарчик слабый.

    РГ: Но, кроме разочарований, были, наверное, и удачи?

    Пояркин: Разочарования у меня нет, с организационной стороны все сделано так, как и задумывалось. Не могу согласиться с Геннадием Алексеевичем, который напал на зрителя. Зритель принимал фестиваль с духовно-нравственной стороны. Все спектакли получили добрую оценку. Жюри смогло найти общее мнение. Общественное жюри назвало своих победителей.

    Розовский: Мы - единственный театр, который играл дважды. Могу показаться самоуверенным, но в течение 29 лет, что руковожу коллективом, признаков театрального кризиса не заметил. Мы четко ориентировались на то, что необходимо зрителю. Я думаю, что это один из заветов Станиславского, который летом в одном из писем Немировичу спрашивал: "Чем будем захватывать зрителя в следующем сезоне?" Станиславский не считал зазорным "захватывать". Зрителя надо любить. Это не значит, что надо подстраиваться под него. 29 лет наш маленький зал полон. Я помню времена путча, когда около входа в наш театр стоял танк, а напротив - автоматчик. Наш зал был полон, и я после спектакля выводил зрителей, потому что соседнее здание ТАСС обстреливалось.

    Бирюков: Лучшее время для театра - революции, волнения, когда народ наэлектризован.

    Розовский: Нет, категорически не согласен. Зритель очень чутко и сегодня реагирует на вопросы, если они ставятся в театре остро. Когда играем "Дядю Ваню", в театре шок. И 15 лет идет спектакль. Вы говорили о насилии. Оно приходит как раз потому, что в нашу плоть и кровь не проникли идеи Достоевского. Если бы в мире почаще его читали, то, может быть, насилия было меньше. Я говорю не с точки зрения наивного идеалиста, а утверждаю, что есть фундаментальные ценности и театр не имеет права съезжать с них ни на миллиметр. И как только мы теряем ощущение высшего предназначения, то сползаем к дикарям, и тогда в руках современных Раскольниковых появляются молотки.

    РГ: Какие оценки привезенным спектаклям вынесло жюри?

    Бирюков: Вот из Гомеля привезли "Доходное место" Островского. Вроде бы современная вещь о взятках, воровстве. Но "содрогания о зле" не возникло, зал не был убит и громовым хохотом. Ровный спектакль - и рождается противоположная ему мысль: взятка всегда была в России и будет, видимо, вечно. Стоит ли тогда нам сейчас беспокоиться о коррупции? Хотя спектакль неплохой, а осадок остался.

    Были более и менее зрелые работы. Питерский молодежный театр имени Акимова привез студенческую работу. Никакой психологической нагрузки, и внутренне равнодушно сыграли. Чего нельзя сказать про театр Розовского. Там глаза актеров светятся.

    РГ: Чем запомнился израильский коллектив?

    Бирюков: Очень хороший спектакль привезли - по Шолому Алейхему. Вроде бы камерная работа, но главный актер, показавший маленького человека, в то же время так талантливо, фонтанируя, играет, а в каком-то эпизоде танцует, что это не может не восхитить. Мелкое происшествие - покупка козы, которая не доится, - в сценическом выражении выросло очень мощно. Актеры "Зеро" - это, по сути, тоже русский театр, они учились в Ташкенте.

    РГ: Можете выделить другие актерские работы?

    Бирюков: В спектакле театра "У Никитских ворот" психологический нерв проходит через взаимоотношения двух главных персонажей Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича. Актеры Юматов и Голубцов заслуженно получили призы фестиваля.

    Лауреаты фестиваля

    Специальный приз жюри в номинации "Прорыв"

    Арт-проект "Цвет звука", г. Москва

    "С. V. Рахманинов", мультимедийный спектакль

    "Лучшая режиссерская работа"

    Валерий Анисенко, спектакль "Сонечка",

    Республиканский театр белорусской драматургии, город Минск

    "Лучшая сценография"

    Андрей Пронин, спектакль "История любви"

    Брянский театр юного зрителя

    В номинации "Яркий актерский дуэт"

    Заслуженные артисты России: Юрий Голубцов (Иван Иванович) и Владимир Юматов (Иван Никифорович)

    "Как поссорился И. И. с И. Н."

    Московский театр "У Никитских ворот" под руководством Марка Розовского

    Заслуженная артистка России Елена Сафронова (Паша), Наталья Хачатрян (Мачеха),

    спектакль "Морозко", Брянский областной театр кукол

    Заслуженный артист России Михаил Рогов (Дон Кихот), Олег Курлов (Санчо Панса)

    Спектакль "Дон Кихот, его слуга, его сны и его лошадь", Московский областной камерный театр

    Григорий Журавлев (Василий Жадов) и Татьяна Кондратенко (Полина)

    Спектакль "Доходное место",

    Заслуженный коллектив Республики Беларусь Гомельский областной драматический театр

    "Лучшая мужская роль"

    Олег Родовильский (Шимон-Эле),

    Спектакль "Заколдованный портной", театр ZERO, Израиль, Тель-Авив

    Народный артист России Иосиф Камышев (Войницкий Иван Петрович),

    Спектакль "Дядя Ваня", Брянский театр драмы им. А. К. Толстого

    "Лучшая женская роль"

     Ирина Одинцова (Сирена)

    "Ночные развлечения с молодым козерогом"

    Черниговский областной академический украинский музыкально-драматический театр им. Т. Г. Шевченко

    "Лучшая роль второго плана"

     Алексей Красноцветов (Гаврюша, слуга Ихарева)

    "Игроки", Санкт-Петербург, академический театр Комедии имени Николая Акимова

    "Лучшая работа балетмейстера в драматическом театре"

    Заслуженный артист Украины Олег Николаев

    "Ночь перед рождеством", Спектакль Орловского государственного театра для детей и молодежи "Свободное пространство"

    "Приз зрительских симпатий"

    "Ночь перед рождеством", Спектакль Орловского государственного театра для детей и молодежи "Свободное пространство"

    "Лучший спектакль фестиваля", по мнению альтернативного молодежного жюри -  "Заколдованный портной", театр ZERO, Тель-Авив, Израиль. 

    Поделиться