14.06.2011 23:30
    Поделиться

    Средняя зарплата в Белоруссии снизилась с 515 до 313 долларов

    Столица Белоруссии для приезжих начинается с обменных пунктов валют на вокзале.

    Что сдаете? Доллары, евро, российские рубли? Милости просим!

    Продать валюту легко - оторвут с руками. Купить практически невозможно.

    Обменники, как несколькими неделями раньше, уже никто не штурмует. Порядок поддерживают добровольцы: они составляют списки, устраивают переклички, организуют ночные дежурства... И хотя добровольцы чем-то напоминают валютчиков 90-х, некоторые белорусские политики в этом явлении находят глубокий смысл: народ cамоорганизовывается. "Кто самоорганизовывается? - удивляются знающие люди. - Это не народ - валютчики самоорганизовываются". Валютчиков периодически отлавливает милиция (только в мае, по данным МВД, задержанных было сто человек), но для экономики они в какой-то мере нужные люди.

    Дело в том, считает независимый экономист Сергей Чалый, что валютный рынок в Белоруссии существует как бы в двух измерениях. В одном, виртуальном, правила диктует Нацбанк, во втором - сама жизнь. Нацбанк продиктовал: доллар должен стоить 4930 тысяч белорусских рублей, отклонение при сделках - не более двух процентов. Рынок на эти решения не отреагировал никак: валюту население продавать не побежало, фактически замер и межбанковский рынок.

    Валюты нет, но торг идет. Разумеется, в другом измерении. Все, кому надо, считает политолог Юрий Баранчик, своих валютчиков уже нашли, сдают им доллары по курсу черного рынка и худо-бедно свой бизнес поддерживают.

    Впрочем, существуют и более прозрачные схемы. Продавцы и покупатели, например, находят друг друга на специализированных сайтах, договариваются на обмен в конкретных пунктах, сделки проходят исключительно по официальному курсу. Окончательный расчет - естественно, по курсу черному - осуществляют без посторонних глаз.

    Обходные схемы ищут - и находят! - участники межбанковского рынка. Правда, курс там повыше: обязательную продажу экспортерами 30 процентов валютной выручки государству никто не отменял.

    Ценовая политика в стране также напоминает польку по-белорусски. Причем партнеры музыку не слушают, танцуют кто во что горазд. Сегодня правительство повышает цены на бензин - мера вполне ожидаемая, а завтра президент лично откручивает цены назад. Вчера цены, за исключением некоторых социально значимых товаров, отпустили в свободное плавание, сегодня на них вновь накинули узду. В списки помимо прочего попали огурцы с помидорами и даже соль.

    Одно из последних новшеств - запрет на вывоз физическими лицами целого ряда белорусских товаров за границу. Невыездными за пределы Таможенного союза стали холодильники "Атлант", газовые плиты, цемент, моющие средства, макароны. На вывоз сверх установленных норм других товаров - в частности бензина, свинины, сахара, муки, сигарет - установлены специальные сборы. Кому в Европе нужны холодильники "Атлант", а тем более моющие средства местного производства, остается тайной.

    Все эти  меры ничего общего с антикризисными не имеют, считают экономисты. Власти вообще склонны называть сегодняшнее состояние в экономике временными трудностями. По данным же Всемирного банка, разовая девальвация, проведенная в Белоруссии, самая крупная в мире за последние 20 лет.  Потери населения в результате навалившегося на Белоруссию кризиса исчисляются огромными цифрами. Девальвация одним махом съела почти половину месячной зарплаты. Если в начале года она составляла по тогдашнему официальному курсу 515 долларов в месяц, то теперь - 313. 

    Но реальное падение доходов белорусы почувствовали в магазинах и на рынках: цены на товары выросли беспредельно. Недавно это признал сам президент. По словам Сергея Чалого, инфляция с  начала года уже составила 33 процента. По некоторым прогнозам, к концу года она может перевалить за 70 процентов. Удержать рост цен помогли бы внешние заимствования. Антикризисный фонд ЕврАзЭС уже выделил Белоруссии кредит  в размере 3,5 миллиарда долларов. Не исключено, что поможет и МВФ. Переговоры на эту тему с фондом уже ведутся, и возможность открытия новой кредитной линии не исключена. Но для этого белорусскому руководству предстоит заморозить зарплаты, установить рыночный курс рубля, сократить кредитование госпрограмм… Словом, сделать все то, что в свое время сделали в соседних странах, но на что белорусское руководство пока так и не решилось.

    с места событий

    Михаил, участник акции протеста на польской границе:

    - На белорусско-польской границе в районе Бреста прошла акция протеста против введенных властями Белоруссии ограничений на вывоз за границу автомобильного топлива и ряда других товаров. Все было спонтанно. Кто-то как обычно повез сигареты в Польшу и узнал о новых правилах. Мы думали, что ограничения действуют только на топливо, а оказалось, на сигареты тоже. Люди их туда блоками возили, а теперь не больше двух пачек можно. Пострадавшие созвонились с "коллегами" - и мы тоже подъехали. Вышли из машин, перекрыли границу, высказали свои требования - и все. Тут же приехали губернатор и ОМОН. Человек пятнадцать забрали, сейчас штрафы им выписали по пятьсот долларов. А откуда им их платить? Одалживать, наверное, придется. Все накопления и так уже истрачены.

    Меня тоже сегодня в милицию вызывали, заставили писать объяснительную. Пока обошлось без штрафов, но для меня приграничная торговля не основной доход. Я вообще-то школьный учитель, но семье моей зарплаты не хватает. Поэтому приходится иногда подрабатывать, хотя это тоже рискованно: поляки часто ловят и выписывают штрафы. Но штрафы-то ладно: наши-то ведь еще и машины конфисковали.

    Говорят, губернатор уже собирается заседание проводить, он вроде как нас услышал. Вот только ограничения ввели в правительстве, а не на муниципальном уровне. Причем ладно топливо: оно не наше, мы его закупаем. Но сигареты же в Белоруссии произведены. Мы их в Польше продаем за дефицитную валюту, которую потом в страну ввозим. Так что от этого бессмысленного правила всем стало только хуже. Думаю, новых акций пока не будет. Во-первых, посмотрим, что произойдет дальше. А во-вторых, сейчас все, естественно, перестали в Польшу ездить. Никто не хочет машиной рисковать. Да и слухи ходят, что из сизо люди с синяками выходили. Поэтому, зачем нам протестовать? Чтобы вообще всех пересажали?

    подготовил Виктор Фещенко

    Поделиться