Законопроект о техосмотре прошел второе чтение в Госдуме
Думцы перенастроили осеннюю сессию палаты на предвыборный лад.
Официальное открытие сессии состоится 6 сентября, а ее последнее пленарное заседание пройдет 23 ноября. 24 ноября народные избранники отправятся в регионы, где 4 декабря и определится, кому из нынешних депутатов идти на новый срок, а кому искать другую работу.
Из-за выборов осенняя сессия получится на месяц короче. Однако думцы готовы, если потребуется, заседать сверхурочно. Вчера депутаты уже назначили себе на осень два дополнительных пленарных заседания - в четверг, 17 ноября, и в понедельник, 21 ноября, - заранее предвидя, что добавочное время им обязательно потребуется в этот месяц для того, чтобы завершить работу над федеральным бюджетом. Осенью каждая пленарная неделя будет насыщенной, потому что заседания палаты народным избранникам придется сочетать с работой во фракциях и комитетах. Другой возможности для этого не будет, поскольку в предвыборную кампанию каждый месяц думцы будут проводить в регионах не одну неделю, а две.
А на вчерашнем пленарном заседании парламентское большинство все-таки смогло успешно провести через второе чтение законопроект о техническом осмотре. Правда, по пути документ потерял довольно значимое слово в своем названии, которое делало ТО обязательным, но приобрел некоторые нормы, которых не было в первоначальной редакции. Думские коммунисты и либерал-демократы не успели досконально прояснить, чем грозят нововведения российским автомобилистам, и настаивали на новом переносе чтения. Однако "единороссы" были против того, чтобы откладывать законодательное решение проблемы, которая уже всех замучила. По словам председателя Комитета Госдумы по транспорту Сергея Шишкарева, водители, которые решаются пройти процедуру ТО, "сталкиваются с массой проблем, начиная от огромных очередей и зачастую необоснованных придирок к техническому состоянию своего автомобиля и заканчивая в большинстве случаев вымогательством". "Самое главное, - заметил Шишкарев, - что после такого техосмотра нет никакой гарантии, что на дороге будет использоваться действительно исправный и безопасный автомобиль, тем более что должностные лица, выдающие талон сегодня, не несут никакой материальной ответственности за последующее техническое состояние автомобиля". Подготовка законопроекта ко второму чтению заняла почти год из-за различных согласований. В конце концов сам глава комитета, "единоросс" Шишкарев внес одну поправку, которая, по его словам, "фактически представляет новый текст законопроекта". Вот этого оппозиция вообще не могла понять - как это одной поправкой перечеркнуть все предыдущие? Однако Шишкарев заверил коллег, что новая редакция не меняет концепции законопроекта, она учитывает не только все замечания президента, оформленные письменно, но и те "флюиды", которые уловили депутаты в высказываниях Дмитрия Медведева и на праздновании Победы, и на встрече с "единороссами".
В законопроекте второго чтения сохраняется "главный тезис - о передаче функций техосмотра независимым операторам, получающим аккредитацию". Аккредитацию, согласно новой редакции законопроекта, будет проводить Российский союз автостраховщиков. Прохождение ТО становится обязательным условием при заключении договора ОСАГО. "Инспектор ГИБДД проверяет только наличие полиса ОСАГО, так как талон ТО является по сути составной его частью", - уточнил Шишкарев, выступая на пленарном заседании палаты. Профессиональное объединение страховщиков, согласно законопроекту, будет контролировать и соблюдение правил при проведении техосмотра. Нарушил оператор правила - будет лишен аккредитации. Ответит и за необнаруженную при техосмотре неисправность, если она стала причиной ДТП.
Однако либерал-демократа Максима Рохмистрова удивила идея сделать главным контролером ТО Российский союз автостраховщиков. "Мы не меняем сути техосмотра, а меняем кассира, - считает депутат. - То кассир был в погонах, а теперь кассир будет в РСА сидеть и решать, кого допускать на рынок ТО, а кого нет". Коммуниста Сергея Решульского беспокоило, что по новому закону автовладельцу придется больше платить за техосмотр. Ему могут предъявить такой дефектный лист, что впору перебрать весь автомобиль, полагает депутат КПРФ. Непонятна, по мнению Решульского, и сама методика расчета платы за ТО. В минэкономразвития говорят, что это будет 2100 рублей. Но депутатский опыт подсказывает, что автовладельцам за положенных два часа ТО придется отстегнуть 3600 рублей.
Однако Сергей Шишкарев просит учесть, что теперь проходить техосмотр, а значит, и платить за него, придется реже. Новому авто ТО положен через три года, а тем, что постарше, раз в два года. Ежегодный техосмотр прописан только машинам со стажем в семь лет и более. Общественному транспорту полагается проходить ТО раз в полгода. Глава комитета объяснил коллегам, что правительству дано право устанавливать методику определения максимального размера стоимости ТО в стране и в отдельных регионах. А право назвать предельную плату за проведение техосмотра закреплено за субъектами РФ. "Вот и будут автомобилисты ездить по стране и искать, где норма оплаты за техосмотр поменьше будет", - сделал прогноз Сергей Решульский.
"Единороссов", впрочем, это не пугает. Они спешат поскорее передать закон в Совет Федерации. Поэтому третье чтение планируется уже в среду.