Греция на пороге дефолта. Это уже не гипотетическое предположение, а почти прописная истина.
В четверг премьер Георгиос Папандреу впервые предложил оппозиции войти в состав правительства и тем самым взять на себя ответственность за дальнейшую судьбу страны. Иными словами, за судьбу тех дополнительных миллиардов долларов, о выделении которых лидеры Евросоюза говорят все последние дни.
Но пока договориться о том, кто и на каких условиях даст деньги, не выходит. Массовые акции протеста, проходящие по всей Греции, отпугивают потенциальных инвесторов. Кредитный рейтинг Афин упал до самого низкого уровня, принятого в мире. Это неудивительно: госдолг страны составляет 330 миллиардов евро. Но правительству Папандреу нужно еще 60-70 миллиардов для покрытия текущих нужд казны в 2012-2013 годах, несмотря на уже выделенный транш в размере 110 миллиардов евро.
Раздражение богатых стран - "локомотивов" ЕС - понятно. В то время как единая Европа занята тем, что изыскивает для Афин дополнительное финансирование, сами греки только и делают, что устраивают акции протеста и, похоже, не сильно расстроены тем, что Европа их кормит. Предпринятые кабинетом Папандреу меры не дают надежды на скорое улучшение ситуации. Предстоящее масштабное сокращение госрасходов наглядно демонстрирует раздутость существующего госаппарата. Но не объясняет, где трудоустроятся высвобождаемые чиновники в стране, где уровень безработицы и без того зашкаливает. А намеченной 50-миллиардной программы приватизации госактивов опять же недостаточно для того, чтобы экономика заработала эффективно.
Греции нужен минимальный уровень доверия со стороны тех, кто готов, несмотря на риски, вкладывать в ее экономику. Таким инвесторам требуются государственные гарантии. Но способно ли их дать, а главное - сдержать свои обещания быстро теряющее популярность правительство Папандреу?
Тем не менее временная слабость Греции открывает уникальные возможности для российского капитала. Выход на рынки Евросоюза, наличие своих "баз" в южном подбрюшье Старого Света - это ли не новое "окно", которое российский бизнес, в очередной раз может прорубить в Европу? Помочь Греции в трудный для нее момент гораздо дальновиднее и политически выгоднее, чем продолжать вкладывать деньги в нашего ближайшего соседа Белоруссию, чья экономика давно управляется не по законам рынка, а по понятиям ее президента. Считает Александр Лукашенко, что "Беларуськалий" стоит 30 миллиардов долларов и никакая независимая экспертиза, о которой просит российский бизнес, его не разубедит. При этом глава Белоруссии заодно обещает наказать рублем тех жителей, кого не устраивает уровень жизни в республике и кто выезжает на заработки в Россию.
Так, может, нашей стране пришло время сменить "кредитное направление"? И оставить Минск наедине с его экономическими проблемами до тех пор, пока в республике не начнут смотреть на вещи более прагматично? А не сидеть на условных "мешках с картошкой" в ожидании лучшей цены, пока весь товарный запас не сгниет? Если Россия перенаправит обещанные Минску финансовые потоки в Грецию, заранее оговорив возможность для своих бизнесменов вложить деньги в наиболее перспективные отрасли греческой экономики, мы получим куда более значимые, в том числе политические дивиденды, чем мы имеем от "общения" с Белоруссией. Афины остро нуждаются в стратегических инвесторах и будут только благодарны россиянам, если те войдут в их число.
"Вы должны быть жестоким, как тигр, чтобы голосовать за правительственные меры. Я не таков", - заявил премьеру Греции Папандреу ушедший в отставку министр спорта. Но именно готовность Папандреу идти до конца, чтобы вытащить страну из долговой ямы, - лучшая гарантия для российских вложений. В то время как зашкаливающий популизм белорусского президента в финансовых вопросах - в четверг он опять повысил зарплаты бюджетникам - дает весьма слабую надежду, что ранее выделенные Россией кредиты будут ей возвращены в срок.
Многие эксперты уверены: какими бы значительными на публике ни выглядели разногласия внутри Евросоюза относительно размеров помощи Афинам, на произвол судьбы эту страну никто не бросит. К слишком опасным последствиям для экономики всей, без исключения, Европы приведет греческий дефолт. Банкротство только одного банка в США несколько лет назад спровоцировало "эффект домино" такой силы, что весь мир не может до сих пор оправиться от возникшего финансового коллапса.
Между тем
Когда речь идет об отказе крупного европейского государства отвечать по своим долгам, под ударом мгновенно оказывается вся мировая система финансов. Так что Европа будет спасать Афины до последнего евроцента. А значит, российским инвестициям в сильно подешевевшие на волне кризиса греческие активы ничего не грозит. Пришло время покупать, господа.