В России очень мало молодых и стремительно развивающихся компаний в IT-сфере. Для того, чтобы ситуация изменилась, необходимо возрождать академическое образование и развивать заинтересованность вузов в коммерциализации научных разработок. Более того, в России просто нет людей, которые действительно умеют продвигать инновации, считает вице-президент Российской ассоциации маркетинговых услуг Сергей Моисеев.
К такому выводу пришли и участники "круглого стола" с длинным названием: "Все ли успешные российские IT-проекты клоны западных? Перспективы России как IT-державы", который прошел в пресс-центре "Российской газеты".
Действительно, из по-настоящему успешных проектов в IT-сфере нет ни одного, который бы не был сделан на основе также весьма успешной иностранной разработки.
Причина проста. С точки зрения инвестора в России лучше делать клоны, так как наша экономика несет в себе слишком много рисков. А с точки зрения предпринимателя, если у меня есть абсолютно новая идея, то зачем ее реализовывать в России, если наш софтверный рынок это всего пять процентов от мирового? Лучше уж за границей, тогда точно можно рассчитывать на успешное продвижение продукта.
Именно такое мнение было высказано большинством представителей IT-индустрии.
При этом, как подчеркнул член совета директоров фонда "Сколково" Александр Галицкий, есть много "интернет-стартапов, но их развитие останавливается на определенном этапе, когда в России развиваться дальше просто нет смысла из-за узости рынка, а в Силиконовой долине деньги человеку с туристической визой просто никто не даст". Однако он уверен в том, что к следующему году наш интернет-сегмент будет первым в Европе по охвату аудитории и характеристикам, и тогда будет куча интернет-стартапов, то есть новых проектов.
Пока же ситуация иная. Вряд ли российские проекты привлекут много денег.
С одной стороны, надо привлекать больше венчурного капитала. А откуда их взять без денег? Получается в своем роде замкнутый круг, разорвать который под силу не деньгами, а изменением отношения к России как к государству, откуда не могут прийти инновационные интернет-проекты.
Сегодня рецепт успехасводится к простому сценарию - хорошо скопировать то, что сделано на Западе, грамотно развить и выгодно продаться оригиналу. Этот пессимистический взгляд на проблему продемонстрировал модератор дискуссии, журналист Игорь Виттель, однако были и другие мнения. "Наше, отечественное счастье в том, что "тупо" копировать не получается в силу специфики нашей действительности и российского менталитета. Поэтому все-таки потенциал для развития есть", - обнадежил бизнесмен и эксперт в IT Камиль Курмакаев.
Более того, сфера IT интернациональна и можно, и нужно изучать, переосмыслять и развивать другой опыт, в том числе и начиная с копирования - это абсолютно нормальный вариант. Однако для того чтобы подобный сценарий развития состоялся, необходима научная база, а с ней сегодня серьезные проблемы . В советские времена, по мнениюАлександра Галицкого, были тысячи НИИ, которые занимались прикладной наукой и формировали вузам соответствующие заказы на нужных специалистов. Подобная система разрушилась, а взамен ничего не появилось, и сегодня университеты готовят многочисленных спецов, которым просто некуда идти.
Действительно, в масштабе страны, отметили выступающие, существует всего десяток крупных IT-компаний, и это очень мало. Почему у других не получается развиться? Потому что для успеха в этой области надо обладать определенным количеством и качеством знаний. А в России очень мало подобных людей и подобных команд. При этом вуз, даже обладая отличной технологической базой, не заинтересован в коммерциализации своих разработок, а "снаружи" с подобным предложением зайти тоже весьма непросто. Теории у нас учат, и неплохо, с этим согласны все, а вот на практике ее применить не получается. Какой выход? Учиться в дороге, считает Галицкий.
Для выживания в этой среде у нас есть все возможности, однако мало времени. И вполне нормальным и закономерным итогом может быть тот вариант, при котором, допустим, на мобильных телефонах будет написано "разработано в России, произведено в Китае".
Тем более что против статистики не поспоришь: в той же Силиконовой долине, которая является признанным лучшим мировым инкубатором для IT-технологий, до реализации и значимых оборотов доходит всего полпроцента-процент всех разработок.
Между тем
По данным статистики, в 2010 году аудитория российского сегмента Интернет выросла на 19% по сравнению с предыдущим годом. Основной рост пришелся за счет регионов, но тем не менее количество пользователей Всемирной сети в Москве и Санкт-Петербурге составляет 85% от общего числа пользователей в нашей стране.
В прошлом году Интернетом пользовались 59,7 миллиона человек.