По данным опроса Forrester IT Research, 26% российских топ-менеджеров планируют уделить в этом году особое внимание использованию IT-приложений для организации работы своих сотрудников и поддержки взаимоотношений с клиентами. Эта задача входит в первую десятку бизнес-приоритетов компаний на 2011 год. России есть куда стремиться: по прогнозу IDC, в 2013 году более 1,2 млрд человек (34,9% трудоспособного населения) будут использовать IT-технологии в своей работе.
"Главная тенденция в мире IT сегодня - "гуманизация" технологий: они становятся частью жизни человека, обеспечивая удобство и скорость решения любых задач, - говорит генеральный директор SAP СНГ Владислав Мартынов. Коренным образом меняется и подход к принятию решений: исчезает грань между B2B ("бизнес-для бизнеса") и B2C ("бизнес-для пользователя"), разработчики современных информационных продуктов ориентируются на удобство конечных пользователей, независимо от того, какую задачу эти пользователи должны решать".
Самый яркий пример здесь - IT-решения для бизнес-аналитики, которые можно установить и использовать на мобильном телефоне, смартфоне, КПК. Это новый уровень оперативности и мобильности: у человека, отвечающего за принятие решений, в любой момент под рукой находится вся необходимая информация, он получает ее так же легко и просто, как sms-сообщение. Что особенно важно: обновление информации в системе происходит в реальном времени. Данные только введены - они сразу же оказываются в общей системе (базе).
Объединение B2B и B2C подходов приводит к интересным результатам: например, к возможности на практике реализовать идеи удаленной работы с помощью удобных и фунциональных мобильных приложений и переноса ключевых бизнес-операций в web-среду. Только в 2010 году к Интернету, по данным IDC, было подключено более 1 млрд мобильных устройств, и число подключений продолжает расти наравне с темпами продаж таких устройств. Так, в прошлом году в мире было приобретено более 200 млн КПК и смартфонов. Следовательно, все чаще для удаленной работы в Интернете используются коммуникаторы, смартфоны, мобильные телефоны, а не традиционные персональные компьютеры, и тем больше востребованы мобильные бизнес-приложения.
Важно, что эта тенденция развивается и в России: после кризиса многие компании по-новому организуют работу, применяя более эффективные и экономичные решения. Растет доля услуг SaaS (Software as a Service, программное обеспечение, предоставляемое пользователю как услуга), позволяющих упростить и удешевить использование программного обеспечения для бизнеса: компания платит только за то программное обеспечение, которое ей нужно, и только в тот период, когда его использует. Важны для современной компании и новые методы обработки и передачи данных (технологии "облачных вычислений"), позволяющие перенести в Интернет информационные ресурсы компаний и организовать работу более удобно и менее затратно.
Положительное влияние этих изменений сказывается во многих областях: возможность расширить географические рамки деятельности компании, задействовать новые рабочие ресурсы и в то же время - сократить офисные расходы и даже уменьшить вредное воздействие бизнес-среды на экологию.
Что же касается влияния IT-отрасли на экономику страны в целом, то, по мнению президента группы компаний ЛАНИТ Георгия Генса, в процессе формирования "умной экономики" роль IТ можно считать определяющей при условии, что в стране будет создана адекватная налоговая система и произойдут изменения во многих бюрократических процедурах. "Информационные технологии следует применять для совершенствования этих процедур, поскольку с помощью инновационных решений значительно проще найти и устранить многие недостатки действующих моделей, - подчеркивает Георгий Генс. - Однако если такой "диагноз" поставлен, необходимо заняться "лечением" как можно быстрее, а с этим дела у нас в стране по-прежнему обстоят проблематично. Радует то, что в последнее время в государственном секторе растет число проектов по внедрению новых технологий. Это означает, что со временем процесс станет необратимым и количество наконец перейдет в качество. Я сейчас намеренно говорю именно о государственном секторе, поскольку для корпоративного сектора роль IТ всегда была определяющей и сейчас ничего не меняется".
"В России сегодня, на мой взгляд, сформирована лидирующая группа IT-компаний, чьи продукты и технологии на мировом уровне конкурентоспособны - например, Yandex, Kasperski Lab и прочие, - отмечает Владислав Мартынов. - Это лидеры, на которых можно равняться и на опыте которых можно учиться. Но для дальнейшего развития IT-сектора должен приниматься во внимание один важный фактор - поддержка инноваций как стратегическая инициатива государства. То есть государство предоставляет возможность развивать новые технологии, экспериментировать, изучать и адаптировать общемировой опыт, и это делается не на уровне лозунгов, а путем конкретных мер: развития современного бизнес-образования, поддержки стартапов в области IT. С точки зрения развития бизнес-среды в России, я бы выделил важный момент: возобновившийся после кризиса рост среднего и малого бизнеса. Премьер-министр России Владимир Путин в декабре 2010 года заявил, что в 2020 году в малом и среднем бизнесе должно быть занято 60-70% населения России. Предпосылки для этого роста создаются на государственном уровне: Минэкономразвития планирует, что в 2012 году доля компаний малого и среднего бизнеса составит 29% ВНП, это вдвое больше, чем в 2010 году. Рост СМБ важен для создания новой экономики и развития инноваций: именно этот сегмент наиболее открыт как для генерации новых идей, так и для их потребления, включения в свои бизнес-процессы. Потенциал применения современных технологий здесь очень большой, и мы помогаем российским компаниям его реализовать".
По итогам 2010 года, доля компаний среднего и малого бизнеса увеличилась на 67%, а выручка от продажи решений для этого сектора выросла на 73%.
"На мой взгляд, IТ-технологии - это инфраструктура "умной экономики", - добавляет генеральный директор Contour Components Владимир Некрасов. - Если под "умной экономикой" понимать создание и продажу интеллектуального продукта, то есть несколько ключевых аспектов, которые делают такой бизнес возможным или затруднительным. Во-первых, коммуникации - требуется легкая возможность общения с коллегами из разных районов города, регионов и стран. Во-вторых, информация - требуется быстрый доступ к огромным массивам информации, расположенной на разрозненных ресурсах в разных организациях разных стран мира. И, наконец, в-третьих, - интернет-коммерция - чтобы окупить вложения в интеллектуальный продукт его нужно быстро начать маркетировать и продавать на максимально широком, т.е. на мировом рынке. Во многих случаях это возможно только через Интернет. Таким образом, роль IТ-технологий в формировании экономики - одна из ключевых".