Говорят, даже незаряженное ружье, висящее на стене, может выстрелить. Когда это произойдет - никто не знает. Верить в столь необычное развитие событий или нет, - личное дело каждого. Протестные движения в социальных сетях Белоруссии до сих пор были сродни тому самому висящему на стене ружью. С точки зрения логики и здравого смысла их потенциальные возможности по воздействию на общество равнялись нулю. Так, во всяком случае, думали власти Белоруссии, не обращавшие прежде внимания на эту оппозиционную "мелочь".
Однако после того, как по призыву интернет-сообществ люди стали выходить на улицы, официальный Минск объявил настоящую охоту за участниками революции в социальных сетях. И тем самым мгновенно поднял их значимость до уровня настоящей, эффективной оппозиции, с действиями которой президент Александр Лукашенко вынужден считаться.
Уличные протесты, каждую неделю проходящие в Белоруссии, уже вышли далеко за рамки обычного флеш-моба, когда его участники собираются в одном месте, выкрикивают пару лозунгов, а затем быстро разбегаются. И все "прикола ради".
Агрессивность, с которой белорусская милиция разгоняет акции протеста, собираемые по Интернету, вызывает в обществе обратную реакцию, совсем не ту, на которую рассчитывал Лукашенко. А существовавшего прежде в стране ресурса страха больше не хватает для того, чтобы заставить население не высовываться и не лезть в политику. Руководители социальных групп в Интернете, выступающие за революцию, утверждают: с ними теперь хотят сотрудничать не только практически все оппозиционные партии Белоруссии, но и некоторые профсоюзы. Значит, в них видят силу, способную объединить противников режима. Если эта информация хотя бы частично соответствует действительности, то, чем активней будет задействовать против выходящих на улицы жителей Белоруссии силовые методы Лукашенко, тем выше будет в дальнейшем градус протестов. Не только открытых, на митингах, но и скрытых, "кухонных" - в виде сигналящих в знак поддержки демонстрантов машин или аплодирующих в стороне от места основных митингов сочувствующих людей.
На прошедшей неделе президент Белоруссии уже выставил себя в неприглядном виде, когда приказал министерству внутренних дел поставить аплодисменты вне закона. В итоге свое выступление на Дне независимости республики Лукашенко завершил в полной тишине - даже его ближайшие соратники побоялись хлопать, испугавшись, что их могут уличить в нелояльности.
Заявления, которые одно за другим делал на прошлой неделе белорусский президент, свидетельствуют о неспособности власти противостоять нарастающему кризису в умах. Что предложил Лукашенко для снижения напряженности в обществе? Все те же полицейские рецепты. Президент Белоруссии готов хоть "завтра" посадить всех осужденных за участие в беспорядках в вагоны и отправить за границу, в страны Евросоюза. Участников акций глава государства назвал, как сообщает "Интерфакс", "шелудивой массой". И заявил, что не считает задержанных политзаключенными, поскольку соответствующей статьи в белорусском уголовном кодексе нет.
Народ, который обладает мужеством открыто высказывать недовольство белорусской политикой, Лукашенко не нужен. Ведь, с точки зрения почти уже вечного правителя Белоруссии, подобные взгляды "против" тянут, как минимум, на административное правонарушение. А в Белоруссии, похоже, допускают только один взгляд на происходящее - "за".
Понятно стремление Лукашенко выслать за пределы страны жителей республики, шагающих не в ногу с верховным главнокомандующим белорусской армией. И неспособных оценить блага, которыми одарил за время своего правления президент сограждан. Лукашенко искренне возмущает такая неблагодарность соотечественников. Он-то считал себя спасителем отечества: сохранил природные и экономические богатства Белоруссии, ничего не распродал и не разбазарил, десятилетиями раздобывал для страны деньги, правдами и неправдами маневрируя между Западом и Россией. И вдруг в Интернете появилась какая-то группа молодых "бузотеров", которая мутит воду, подрывая аплодисментами и даже простым молчанием с таким старанием выстроенную стабильность. Разве не обидно?
Но та война, которую объявил революционерам в социальных сетях президент Белоруссии, война, в которой принимает участие весь репрессивный аппарат страны, невольно делает Лукашенко смешным в глазах международного сообщества. Слишком абсурдными и непропорциональными выглядят действия милиции и приговоры белорусских судов в адрес оппозиционеров. Поскольку обвинить участников акций в том, что они аплодировали или смеялись, на законных основаниях невозможно, то суды дают 15 суток или приговаривают к штрафам вышедших на улицы людей за … "нецензурную брань".
Разумеется, немедленно появляются свидетели из числа законопослушных "силовиков", которые подтверждают совершенное правонарушение.
Однако этот "не то мычащий, не то топающий, не то кричащий", по определению Лукашенко, народ вызывает все больше симпатий в белорусском обществе. Потому что новые белорусские революционеры выступают за перемены, в то время как вся пирамида белорусской власти во главе с президентом олицетворяет глубокий застой на всех направлениях - от политики до экономики.
Впрочем, на прошедшей неделе досталось от Лукашенко не только оппозиции. Оказалось, что и Россия вела себя "неприлично по отношению к Белоруссии". "Не успеваем оплатить, есть какие-то проблемы. Не надо наклонять партнеров", - прокомментировал президент Белоруссии решение Москвы прекратить поставки электроэнергии из-за серьезной задолженности со стороны Минска. Но подобная "лагерная" лексика в исполнении первого лица белорусского государства уже не удивляет. В стране, где президент запретил людям аплодировать на улицах, иных оборотов речи от Лукашенко давно никто не ждет.