Омский симфонический оркестр завершил сезон серией концертов "Оркестр без смокингов"

В один из летних вечеров меломаны Омска с изумлением наблюдали, как к новому зданию филармонии подкатывали байкеры. Те оказались в числе приглашенных на концерт "100 новых рокеров" из цикла "Оркестр без смокингов".

Программа состояла из сочинений двух авторов, интерпретирующих рок-тему. Музыканты Омского симфонического оркестра - а это, собственно, и были сто новых рокеров - и его маэстро Дмитрий Васильев действительно появились на сцене без фраков, обычные джинсы и рубашки заменили им чопорную концертную униформу.

Да и сам вечер по атмосфере был близок более к демократичным концертам, например джазовым. По крайней мере публика между частями симфонических произведений хлопала запросто.

Оба сочинения, и "Jesus Christ Superstar. Симфонические метаморфозы" екатеринбургского композитора Валентина Барыкина, и Симфония N 5 "Дорога" петербуржца Юрия Козулина, можно условно отнести к кроссоверу, музыкальному направлению, соединяющему классику с элементами других стилей. Но трактуют этот принцип авторы по-разному. Культовые мелодии Э. Л. Уэббера в изысканном оркестровом шлейфе интригующе трансформируются и приобретают у Барыкина неожиданный симфонический размах. А Козулин наполняет вполне традиционную форму симфонии энергичным современным пульсом, используя электрогитары и ударную установку.

Переполненный, несмотря на сезон летних отпусков и жары, концертный зал в Омске - особая тема. В своем новом обличье он появился совсем недавно - весной - и сразу же получил статус одной из главных культурных достопримечательностей сибирского города. А в масштабах страны, где ситуация с концертными залами вообще аховая, омский случай беспрецедентен. Зал на тысячу двести мест, называемый концертным, но строившийся в свое время как кинотеатр с самым большим в городе экраном, стоял еще с советских времен. Акустические возможности имел весьма скромные, но кого это тогда волновало? Год назад было решено оставить от него только стены и построить Омской филармонии новый концертный зал. От начала строительства до его окончания прошло ровно девять месяцев. А об акустике здесь позаботились, пригласив английского специалиста Николаса Эдвардса. Автор концепций более 40 концертных залов, он разработал архитектурно-акустическое решение и предложил оригинальный способ превратить широкий, низкий зал-кинотеатр в высокий и узкий, с множеством отражателей звука, настоящий концертный зал мирового класса. Теперь его полностью опоясывает балкон, а благодаря боковым мраморным стенам с прорезями, служащим резонаторами, он имеет трапециевидную форму, какой больше нет нигде. По особым технологиям его акустика легко трансформируется в зависимости от того, что сегодня дают: симфоническую программу, выступление народного хора с танцами или эстрадный концерт. Не забыли об удобстве и комфорте для слушателей, включая людей с ограниченными возможностями: пандусы, лифтовые подъемники, все как полагается.

Стоимость уникального проекта - 950 млн рублей, и их выделил губернатор Омской области Леонид Полежаев, который стал, как говорят, главным инициатором реконструкции. Одними из первых звуковое пространство зала опробовали Валерий Гергиев с оркестром Мариинского театра и Денис Мацуев - в рамках X Пасхального фестиваля. Обновленный зал опять же волей губернатора получил и новый концертный рояль фирмы Steinway & Sons.

Можно ожидать, что отвечающий мировым стандартам зал-красавец, стоящий на "намоленном" месте, куда годами проложена меломанская тропа, даст стимул к развитию филармонической жизни и Омского оркестра. По крайней мере новая музыка для новых слушателей здесь уже звучит.