Для водителей, выезжающих на выделенную для автобусов полосу, увеличат штраф
На днях на Щелковском шоссе открылась четвертая в городе выделенная полоса для общественного транспорта. Поехали ли автобусы быстрее благодаря появившемуся у них своему пути? Выгадывают ли пассажиры, пересев на общественный транспорт, как обещали столичные власти? Ответы на эти вопросы искали корреспонденты "РГ".
"Месячный план по штрафам выполнили за первую пару дней, - делятся инспекторы ГИБДД, которые дежурят на полосе с новенькой буквой "А" на Щелковском шоссе. - В будние дни здесь такое столпотворение, что мало кто из автомобилистов обращает внимание на знаки, обозначающие, что это полоса для общественного транспорта. В выходные машин меньше, на спецполосу заезжают преимущественно по незнанию или по неосторожности. Но есть надежда, что скоро все привыкнут к новшеству и случайных нарушителей станет меньше". Пассажиры городских автобусов отмечают, что теперь они едут шустрее - со скоростью 20-25 км/час вместо прежних 10.
На Ленинградском шоссе спецполоса для автобусов - новинка последних недель. Садимся в автобус и засекаем по часам, сколько потребуется времени, чтобы преодолеть путь от Белорусского вокзала до станции метро "Сокол". 20 минут! "А раньше, бывало, и час ехали", - радуется водитель автобуса Варис Эшматов. И это при том, что нет-нет да приходится тормозить из-за припаркованных на выделенке машин. Чтобы освободить крайнюю правую полосу от стоящего на ней личного транспорта, московские власти разрешили водителям парковаться прямо на тротуаре. Такой "подарок" оценили не все.
У водителей личных авто к организации выделенки на Ленинградке свои претензии. "Что за дела - выезжая со Скаковой улицы на Ленинградский проспект, упираешься в сплошную линию, которой огорожена полоса для общественного транспорта, - поделился с нами один из них. - Разрыва нет на стометровом расстоянии. Хочешь - не хочешь, а в руки автоинспекторов, если они дежурят, попадешь". Автолюбителей не устраивает организация движения и в других местах. Например, долго приходится стоять тем, кто двигается по Ленинградскому проспекту в сторону центра и кому нужно развернуться под мостом у Белорусского вокзала, например, чтобы попасть на улицы Правды или Ямского Поля. Перегораживают им движение автобусы и троллейбусы. Причем водители троллейбусов, опасаясь при перестроении потерять "рога", едут особенно тихо. Иные автолюбители лезут перед троллейбусом дополнительным рядом. В итоге - "куча мала".
С осени минувшего года выделенка работает на проспекте Андропова, от станции метро "Коломенская" до Каширского шоссе в обоих направлениях. Следуют по этому участку шесть маршрутов городского общественного транспорта. Пассажиры отмечают: время пути сократилось на 20 минут по сравнению с прошлым. Особых хлопот не появилось, вторят им автомобилисты, ведь дорога для них трехполосная. При движении из области в центр нет ни одного поворота направо, так что пересекать полосу для общественного движения не нужно. Правда, при движении из центра в область проблемы вызывают съезды к жилым домам, но их всего четыре. Притормаживая при повороте во дворы и пересекая затем полосы для общественного транспорта, автомобилисты могут получить удар от двигающихся сзади.
Пассажиры, следующие в автобусах по первой выделенке, появившейся на Волоколамке еще в 2009 году, не нарадуются. Прежде общественный транспорт тащился от МКАД до станции метро "Тушинская" полчаса, если не больше. Сейчас автобусы едут со скоростью 25-30 км/час и это расстояние преодолевают самое большое минут за 10. Но и то в час пик и когда не дежурят инспекторы ГИБДД. Тогда водители-нарушители десятком припускают за автобусом. Поначалу, говорит автолюбитель Юрий, посты ДПС стояли чуть ли не через 100 метров. Потом гаишники стали отлавливать нарушителей лишь в конце полосы. Многие усвоили: выделенка - запретная территория. Но не все. Штраф - всего 300 рублей, поэтому кое-кто рискует. "Автолюбители в правах не ущемлены, - подключается к разговору водитель иномарки Всеволод. - Ведь сейчас с дороги ушли громоздкие автобусы. 30-40 км/час - обычная скорость для личного авто на этом участке. В час пик она падает вполовину, но потерпеть в своей машине лично я согласен. Считаю, спецполосы должны появиться и на других дорогах столицы".
Но выделенки работали бы еще эффективнее, если бы все водители проявляли больше терпения и сознательности. Но, похоже, вразумить иных из них может лишь штраф, который с будущего года поднимется до 1,5 тысячи рублей. Но поедут ли и тогда автобусы настолько быстрее, что москвичи откажутся от личных авто? Прогнозировать трудно. Мы пока таких не нашли.