21.07.2011 00:49

Утиль на разогреве

Этот год может стать рекордным для российского автопрома

Наш автомобильный рынок приятно удивил международных экспертов. И они признали его самым интересным и быстроразвивающимся в посткризисных условиях. Но ситуация может измениться.

В первом полугодии общий рост продаж автомобилей в стране вырос на 56 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. Такой резкий скачок потребительской активности россиян партнер международного рейтингового агентства PricewaterhouseCoopers Стенли Рут объяснил вчера укреплением рубля, увеличением доступности кредитования и действием программ государственной поддержки.

Причем позитивная динамика наблюдается по всем типам автомобилей. Больше всего за первые шесть месяцев 2011 года выросло российское производство иномарок, их выпущено около 440 тысяч авто. А объем их продаж поднялся на рекордные 104 процента и составил 10,2 миллиарда долларов. Год назад, напомним, речь шла о 5 миллиардах долларов.

Рут отмечает и рост сегмента российских автомобильных брендов, связывая его в первую очередь с заканчивающейся в этом году программой по утилизации старых легковых автомашин. Общий бюджет программы за прошедшие полтора года достиг уже 30 миллиардов рублей, и к 1 июля 2011 года были выданы все запланированные 600 тысяч свидетельств. Стоит отметить, что около 77 процентов всех машин, проданных по "утильной" схеме, - это продукция АВТОВАЗа. До конца года потребителям передадут оставшиеся 110 тысяч автомобилей. "Программу по утилизации можно назвать довольно успешной, хотя некоторые эксперты предрекали ее провал в России из-за низких доходов большой части населения, - говорит Рут. - Однако программа заканчивается и, несмотря на рост продаж российских автомобилей в 32 процента за первое полугодие, думаю, что в скором времени он несколько замедлится. Сыграет свою роль и исчерпание эффекта низкой базы".

Следующим логическим шагом по развитию автопрома России могло бы стать, по мнению Рута, развитие лизинговых схем продаж. Лизинг (аренда авто с последующим выкупом) - один из способов облегчить покупку автомобиля и в отличие от кредитов сделать его более дешевым для конечного потребителя. "Пока, к сожалению, в России лизинг легковых автомобилей развит очень слабо", - сетует Стенли Рут. В прошлом году на него пришлось не более 5 процентов объема покупок в денежном выражении. Тогда как в Германии по лизингу проходит около трети всех продаж автомобилей. В Великобритании и Нидерландах - еще больше.

Между тем наше "отставание" по лизингу не собьют взятый темп. По крайней мере в этом году. По прогнозам агентства, он может стать не только первым более-менее удачным годом после экономического кризиса, но и рекордным для всего российского автопрома. По оценкам Стенли Рута, объем производства "легковушек" к концу декабря достигнет отметки в 1,7 миллиона автомобилей (на данный момент выпущено 815 тысяч). Произойти это может благодаря наращиванию производственных мощностей и притоку иностранных инвестиций в отрасль. В России в ближайшее время планируется открытие производств автомобильных комплектующих китайских, испанских и финских компаний. Внутри страны будет выпускаться широкий пакет деталей - от топливных баков до шин и рулевых колес. Заводы сосредоточатся в основном в Калужской области и Татарстане.

Эксперты особо отмечают существенный рост продаж автомобилей китайских брендов, которые увеличились почти в два раза. Это тренд именно последнего полугодия. И он будут продолжен. Эксперты объясняют это тем, что сразу несколько крупных китайских автопроизводителей проявили интерес к российскому рынку. О желании построить собственный завод в России заявила компания Geely. А концерн Great Wall планирует инвестировать в российское производство около 11 миллиардов рублей.

Однако эксперты предупреждают, что "золотой дождь" автопрома в последующие годы может иссякнуть. "Кризис показал, - объясняет этот прогноз Стенли Рут, - что Россия не изолирована от общемировых процессов. И ситуация может пойти и по негативному сценарию. Положение мировой экономики после недавнего экономического кризиса очень шаткое, поэтому игроки автомобильного рынка должны быть готовы быстро отреагировать на возможные изменения".

Продажи автомобилей в I полугодии 2011 года