"РГ" публикует поправки в избирательные законы

Большая избирательная кампания 2011-2012 годов, которая официально стартует в России нынешней осенью, возможно, будет чище прежних.

Надежду на это дают не благие пожелания, взаимные призывы или клятвенные обещания будущих участников марафона применять в борьбе за победу только честные приемы, на что накануне выборов обычно никто не скупится, а поправки в законодательство, которые подчищают избирательное правовое поле, освобождая его от разных бюрократических ловушек, грозящих партиям и отдельно взятым кандидатам сходом с дистанции, прикрывая коррупционные дыры и лазейки, через которые может просочиться неугомонная мысль черных политтехнологов.

Сегодня "РГ" публикует два закона с такими поправками, рожденными, можно сказать, в муках прошедших кампаний. На прошлых выборах немало грустных историй было связано с оформлением подписных листов, без которых непарламентская партия не допускается к участию в предвыборной гонке. То подпись избирателя казалась сомнительной, то почерк в графе с данными избирателя подозрительным. Теперь никаких разночтений в подписных листах быть не должно. Принятые изменения в законодательство четко определяют, что подпись избирателя будет считаться недостоверной, если эксперты установили, что она не принадлежит избирателю. А недействительной признают ту, что поставлена еще до того, как было оплачено изготовление листов. Или ее черкнул человек, не обладающий активным избирательным правом. Недействительными будут и подписи избирателей, которые указали сведения, не соответствующие действительности. Новый закон определяет, что именно должен сообщить о себе избиратель, поставивший подпись в поддержку партии, и уточняет порядок оформления самих листов, чтобы какая-нибудь случайная помарка не лишила партию возможности побороться за место в федеральном, региональном или местном органе власти. Требования к подписным листам на выборах разного уровня будут одинаковыми.

Второй закон, инициированный депутатами Госдумы из парламентского большинства и оппозиции и подписанный президентом, предлагает меры, исключающие использование грязных технологий при проведении голосования вне помещения избирательных участков. Как известно, действующие законы дают возможность голосовать дома некоторым категориям инвалидов, а также избирателям старше 80 лет. И этого права на свободное изъявление люди, которые не могут прийти на участок, не лишаются. Однако новый закон обязывает местные органы соцзащиты предоставлять в избиркомы сведения о таких людях. И разрешает - в случае необходимости - увеличивать количество переносных ящиков для голосования. Однако заявления о желании проголосовать вне избирательного участка должны поступить в избирком не позже, чем за 6 часов до окончания времени голосования. Члены избиркома, выезжая к избирателям, могут взять бюллетени с запасом, на всякий случай. Но число их не может превышать более, чем на 5 процентов, число полученных к моменту выезда заявлений. До сих пор подобных ограничений не было. И ничто не мешало членам УИКов, отправляющихся с переносным ящиком к избирателю на дом, прихватить бюллетеней сверх меры. А потом, уже с "нужными" отметками, опустить их в урну для голосования. Контролировать процесс "надомного" голосования было трудно, хотя наблюдатели соперничающих партий и пытались за ним уследить. Теперь им в помощь будет и закон, уменьшающий коррупционность нормы.

Претендентам на депутатские мандаты приходится преодолеть немало трудностей на пути к своей цели, но далеко не все народные избранники исполняют свои полномочия весь положенный им срок. Обстоятельства, вырывающие их из депутатского строя, бывают разными. Но перед партией они ставят всегда один и тот же вопрос: кто на замену? Российским избирательным законодательством предусмотрена процедура досрочного прекращения полномочий депутата и замещения вакантных депутатских мандатов. Однако до сих пор в ней оставалась некоторая неопределенность по срокам. Публикуемый сегодня Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с уточнением порядка досрочного прекращения полномочий депутата и замещения вакантных депутатских мандатов" ликвидирует правовой пробел, чтобы замена не вызывала никаких спорных вопросов и проволочек.

Закон дает тридцать дней на решение вопроса об отказе от мандата и определяет сроки, в которые должна уложиться процедура замещения вакантного депутатского места. Если необходимость в решении возникает между парламентскими сессиями, то постановление должно быть принято в течение 30 дней с момента начала очередной сессии. Партии отводится две недели, чтобы произвести замену. На место выбывшего должен прийти следующий из кандидатского списка, из той же региональной группы. Другой вариант возможен только тогда, когда все кандидаты из регионального списка уже получили мандаты или отказались от них. Однако есть нюанс: законом предусмотрено, что зарегистрированный кандидат, включенный в список, вправе участвовать в распределении депутатских мандатов не более двух раз. Отказался раз, в другой - пропустил вперед следующего очередника, и всё. Дума для тебя закрыта, жди следующих выборов.