Отмена программы утилизации снизила продажи "легковушек" в России

Продажи на российском авторынке за семь месяцев этого года выросли в полтора раза, сообщает Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Однако темпы продаж замедлились, снизились в июле на 13 процентов по сравнению с июньскими показателями.

По данным АЕБ, за январь-июль 2011 года в России реализовано 224 620 новых автомобилей. Рост по сравнению с аналогичным отрезком 2010-го, посткризисного года составил 27 процентов. Председатель комитета автопроизводителей АЕБ Дэвид Томас, в свою очередь, констатирует увеличение объема продаж автомобилей, но при этом предсказывает некоторое замедление темпов роста нашего авторынка. "По прогнозам АЕБ, количество проданных новых легковых и коммерческих автомобилей в 2011 году составит около 2,45 миллиона", - заявляет Томас.

Темпы роста российского авторынка за прошедший месяц действительно упали. Традиционный лидер продаж в России - АВТОВАЗ - снизил свои показатели по сравнению с июлем прошлого года на 3 процента, реализовав 50 518 автомобилей. Однако и с таким показателем он вышел на первое место по итогам месяца. "Снижение у АВТОВАЗа произошло в основном из-за окончания срока действия программы по утилизации старых машин", - считает исполнительный директор "Автостата" Сергей Удалов. По мнению эксперта "РГ", сейчас происходит перераспределение предпочтений покупателя от "классики" (на нее и распространялась госпрограмма) к более новым моделям. Выпуск классических моделей снижается, в том числе из-за перехода производства на ИжАвто. При этом АВТОВАЗу все равно удалось продать по итогам семи месяцев текущего года 342 058 машин, что на 25 процентов больше, чем в январе-июле 2010-го.

Среди иномарок лучше всего покупают продукцию Chevrolet. Компании удалось продать в июле 15 824 автомобиля, рост составил 76 процентов. Второе место - за Renault (13 455 машин за месяц с ростом 57 процентов).

Продажи марки Volkswagen в июле продемонстрировали наибольший рост среди всех иномарок - на 115 процентов. За месяц реализовано 10 954 автомобиля. Стабильно высоким спросом пользуется модель Polo.

А вот кому не повезло - так это концерну Toyota, продажи которого в июле упали на 11 процентов. Сергей Удалов находит в неудачах Тойоты отголоски весенних событий на Фукусиме. "Концерн тогда испытывал большие трудности, поэтому мы наблюдаем проблемы с дилерскими поставками - их нет", - подчеркивает Удалов. В самой компании заявляют, что "недостаток машин будет компенсирован в четвертом квартале этого года". Проблемы Тойоты сказались и на продажах марки "Пежо", которые за прошедший месяц упали на 8 процентов. Электроника в них - японская, и компания ощущает нехватку комплектующих. Негативную роль играют и застарелые проблемы с автоматической коробкой передач на некоторых моделях "Пежо".

Между тем, в АЕБ оптимистично ожидают, что Россия теоретически может до 2020 года стать крупнейшим автомобильным рынком Европы, продавая по 4 миллиона машин в год. Однако Сергей Удалов более осторожен в прогнозах. "На такой большой срок, как десять лет, вообще трудно что-то предсказать, особенно если экономика будет оставаться нефтезависимой. Думаю, что к 2015 г. ежегодные продажи авто пробьют отметку в три миллиона", - говорит Удалов.