Ярославский речной флот нуждается в обновлении и дополнительных инвестициях

Из-за недофинансирования и перебоев с топливом для заправки речных судов жители острова в Рыбинском море могут остаться без транспортного сообщения. 

Строго говоря, недавно население острова Юршинского уже оставалось отрезанным от Большой земли. В самом конце июля рыбинское предприятие, занимающееся пассажирскими перевозками, вдруг остановило весь свой флот. Островитяне - и коренные жители, и дачники - отсутствие транспорта заметили сразу, ведь, кроме как на теплоходе, сюда не добраться. Шесть километров глубокой воды - 18-20 метров - на лодке преодолевать опасно и недешево. А билет на теплоход стоит сейчас 16 рублей в одну сторону. Остальные затраты берет на себя областной бюджет.

Однако дотаций рыбинским речникам хватило лишь до конца июля.

- Мы остановили суда из-за отсутствия средств на топливо, - объяснил "РГ" ситуацию директор "Рыбинских пассажирских перевозок" Владислав Марков. - Топливо серьезно подорожало в декабре прошлого года и сегодня уже стоит 25 тысяч рублей за тонну, а нам выделяют только 14 тысяч. Вот оно и закончилось. Чтобы обеспечить суда на всю навигацию, необходимо плюсом еще один миллион 608 тысяч рублей.

К счастью для юршинцев, региональные власти ситуацию оперативно "разрулили". По словам председателя областного комитета по транспорту Алексея Федорова, в сентябре на заседании областной Думы состоится уточнение бюджета и вопрос по топливной составляющей будет решен. Речники на такой вариант согласились.

Если четыре года назад двигатель для "Метеора" стоил 800 тысяч рублей, то сегодня - уже 4,5 миллиона 

Пока же, по словам Владислава Маркова, "Рыбинское речное пароходство" дает пассажирскому флоту топливо в долг.

- Чего я только ни наслушался от пассажиров после того, как суда снова пустили, - рассказывает он. - Но, если цены на топливо еще подскочат, мы просто обанкротимся и Рыбинск станет сухопутным городом.

Впрочем, он может стать сухопутным и по другим причинам. После катастрофы "Булгарии" особенно актуальным стал вопрос о техническом состоянии пассажирского речного флота. "Неожиданно" выяснилось, что по нашим внутренним водам люди катаются на таких машинах, которые подлежали списанию десяток лет назад.

- Самому молодому нашему теплоходу - 25 лет, - отмечает Владислав Марков. - Все "Метеоры" работают по 30 лет, а должны - не более восемнадцати. Однако купить новое судно в сегодняшней ситуации просто нереально. Конечно, мы меняем двигатели, но и тут возникла проблема: если четыре года назад мотор для "Метеора" стоил 800 тысяч рублей, то сегодня его цена уже 4,5 миллиона.

В середине июля транспортная прокуратура начала проверку всех пассажирских судов региона. Результаты пока не готовы, но, по словам представителей прокуратуры, суда регулярно проверяют и серьезных происшествий в Ярославской области за последние годы не было. Кроме того, период навигации здесь относительно невелик, поэтому речные пассажирские перевозки немногочисленны. И тем не менее проблема требует решения.

- "Метеоров" в последние 20 лет не то что не закупали - их и не выпускали, - говорит губернатор Ярославской области Сергей Вахруков. - "Ракет" и "трамвайчиков" - практически тоже. Парк стареет. Чтобы разрешили его эксплуатацию, компании тратят бешеные деньги, и у них на билетах, даже с нашей помощью, экономики никакой не получается. Им зарплату платить нечем. Нам надо перестраивать эту ситуацию.

Однако, по мнению главы региона, проблема возникла в том числе оттого, что "компании просто не обновляли флот, а только стригли купоны". И трагедия с "Булгарией" в какой-то мере привела их в чувство: речники начинают наконец понимать, что рассчитывать на старый флот нельзя.

- Навигация закончится, и мы начнем определяться с собственниками: выясним, какие компании в перспективе способны либо в лизинг, либо с нашей помощью приобрести новые суда и сохранить маршруты по Волге, - сообщил губернатор. - Особенно это важно для дачников, пенсионеров, ведь сегодня для многих из них речной транспорт - единственный способ добраться до своего участка. Поэтому мы будем сохранять эти возможности, но без риска для безопасности граждан, чтобы суда соответствовали всем необходимым требованиям.