"РГ" выяснила, что мешает регионам Северо-Запада зарабатывать на внутреннем туризме

Туристический потенциал регионов Северо-Западного федерального округа реализуется не больше чем на 10 процентов, подсчитали в Ассоциации туроператоров России.

 

Исторические, географические и природные ресурсы СЗФО позволяют каждому из субъектов округа сделать индустрию гостеприимства одной из основных статей доходной части регионального бюджета. Псковская, Новгородская и Вологодская области привлекают туристов многовековой историей. Зарабатывать на арктическом, природно-рекреационном и этнографическом туризме могут Архангельск, Мурманск и Ненецкий автономный округ. Калининградская область - единственный российский регион, который имеет выход к Балтийскому морю. Кроме того, эксклав может похвастаться европейской историей и геополитическим положением островка России в Европе. Уникальная северная природа и развитая сеть внутренних вод Карелии позволяют региону делать ставку на экологический и спортивный туризм.

При этом объемы туристического потока в регионы Северо-Запада измеряются сотнями тысяч, в редких случаях - миллионом гостей в год. Исключение составляет лишь Санкт-Петербург, который ежегодно принимает порядка пяти миллионов туристов. На примере трех регионов с максимально несхожими туристическими ресурсами "Российская газета" оценила потенциал субъектов СЗФО и выяснила, какие типичные проблемы мешают округу обрести статус российской туристической Мекки.

Туристы ушли в историю

Собираясь посетить Псковскую область, турист готов расстаться с суммой в 5,7 тысячи рублей в день, не считая затрат на размещение и передвижение. Фактически гость Псковщины тратит порядка 2 тысяч рублей в день, подсчитали в местном Институте регионального развития. То есть с каждого туриста псковские предприятия общепита, культурные, развлекательные и оздоровительные учреждения недополучают по 3,7 тысячи рублей в сутки. Совсем немало, если учесть, что за год регион посещают порядка 350 тысяч человек, а средняя поездка одного туриста затягивается на три дня.

Главная причина - отсутствие диверсифицированных продуктов, которые включали бы в себя все туристические возможности региона, считают в Российском союзе туриндустрии. Как оценили в РСТ, 65 процентов туристов прибывают в Псковскую область с культурно-познавательными целями, причем многие гости региона организуют свои поездки без помощи турагентств. Они не знают о природно-рекреационных и развлекательных возможностях региона, предложениях в области сельского или экологического туризма.

Возможно, ситуацию исправит реализация проекта туристско-рекреационного кластера "Псковский", который должен превратить региональную столицу в стилизованный европейский город, способный предоставлять гостям туристические предложения буквально на каждом шагу. Проект кластера разработали в рамках федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011-2018 годы)". Он предполагает строительство в историческом центре Пскова гостиничных, торгово-развлекательных, спортивно-оздоровительных и досуговых комплексов, развитие транспортной инфраструктуры, реконструкцию основных общественных пространств города, в том числе набережных и парковых зон.

Как сообщили "Российской газете" в региональном правительстве, на финансирование мероприятий псковского проекта федеральный бюджет запланировал 1,5 миллиарда рублей, еще 500 миллионов выделят региональные и муниципальные власти. Планируется, что к 2015 году область увеличит туристический поток в регион до 600 тысяч человек в год и привлечет в туристическую сферу порядка 5 миллиардов рублей частных инвестиций.

Замороженный бизнес

Развитие туризма в северных регионах тормозят большие пространства, которые не позволяют составлять динамичные и насыщенные турпрограммы, северный климат, однообразие турпродуктов, отсутствие долгосрочного планирования в туризме и планомерной работы по созданию привлекательного имиджа Русского Севера. Такие причины назвали эксперты Архангельского международного туристического форума, который прошел в регионе в этом году и собрал участников из семи стран Европы и Америки и двенадцати российских регионов.

В Архангельской области работают 70 туристических компаний, из которых 27 ориентированы на прием и обслуживание туристов на Русском Севере. На территории региона расположены уникальные историко-культурные ландшафты: Кий-остров, Водлозерский национальный парк, древние поморские деревни на побережье Белого моря. Гостеприимство коренных народов Архангельской области позволяет региону развивать арктический и этнографический туризм с глубоким погружением в быт и культуру поморов, многочисленные горнолыжные трассы - привлекать спортивных туристов. Однако для многих потенциальных гостей Поморья эти плюсы нивелируются дороговизной арктических туров. Билет на самолет из Москвы в Архангельск и обратно стоит сопоставимо с поездкой в Турцию и Египет или туром в одну из недорогих стран Восточной Европы. Предложения архангельских гостиниц, которые компенсируют невысокую заполняемость номеров дороговизной услуг, тоже оставляют желать лучшего.

Развитие отрасли требует системного подхода, который будет учитывать возможности развития и интересы игроков

Впрочем, в прошлом году в Поморье впервые приняли масштабную долгосрочную программу по развитию внутреннего и въездного туризма, общий объем инвестиций которой превышает один миллиард рублей. В скором времени в регионе могут появиться новые туристические продукты: к примеру, тур с экскурсией на космодром Плесецк или посещением судоверфей Северодвинска. Кроме того, в рамках программы будут реализовываться инвестиционные проекты, направленные на развитие транспортной и гостиничной инфраструктуры, которые могут оптимизировать стоимость арктических туров.

Курорт закрытого назначения

Туристический потенциал Калининградской области оценивается в 1,2-1,5 миллиона туристов в год, однако ежегодно российский эксклав принимает порядка 400-500 тысяч гостей.

С одной стороны, недостаточная популярность региона среди туристов объясняется неразвитой гостиничной, развлекательной и пляжной инфраструктурой. Как отмечают эксперты отрасли, региону не хватает качественных средств размещения формата три и две звезды, да и в пятизвездочных отелях с номерами стоимостью 7-10 тысяч рублей за сутки уровень услуг часто не дотягивает до заявленной цены. Поиск свободной или целой кабинки для переодевания на пляже самого известного калининградского курорта Светлогорска может превратиться в затянутый квест. Не менее увлекательным развлечением станут поиски работающего туалета в центре курортного города Зеленоградска после семи-восьми часов вечера. Еще один момент - холодное море и капризная прибалтийская погода, из-за которой ни одна турфирма не может гарантировать клиенту полноценный пляжный отдых.

С другой стороны, реализацию туристического потенциала сдерживает оторванность Калининградской области от "большой" России, помноженная на многочисленные транспортные проблемы региона. Воздушная сеть связывает Калининград только с аэропортами Польши, Латвии, Белоруссии, Украины и Узбекистана, а попасть в Калининград самолетом можно только из Москвы и Петербурга, причем летом стоимость билета может достигать 10-15 тысяч рублей в одну сторону. Наземные пункты пропуска на границах с Литвой и Польшей "грешат" многочасовыми пробками, а добраться из "большой" России в Калининград на поезде можно только при наличии загранпаспорта и транзитной литовской визы. Не так давно пропускную способность калининградских пограничных пунктов смогли испытать на себе пассажиры немецкого туристического теплохода, зашедшего на шестичасовую стоянку в калининградский порт. Из 2000 туристов за первые 2 часа пограничный контроль смогли пройти лишь 500 человек, остальные в итоге решили остаться на борту.

Комментарий

Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации туроператоров России:

- Туристический потенциал регионов Северо-Запада, как и любых других российских регионов, безграничен. Однако его развитие тормозит отсутствие качественных средств размещения по оптимальной цене, отвратительное состояние дорожно-транспортной инфраструктуры и недостаточные усилия местного бизнеса и властей по продвижению региона.

Мне, к примеру, интересны природные достопримечательности Карелии, ее озера, водопады и национальные парки. Однако с точки зрения туриста намного более дешевой и комфортной будет поездка в Финляндию, где похожие северные пейзажи сочетаются с европейским сервисом местных отелей, развитой спортивной и развлекательной инфраструктурой.

Усилия региональных властей, подключившихся к привлечению туристов, похвальны, но недостаточны. Как правило, региональные бюджеты выделяют совсем небольшие деньги, которых не хватает на полноценную рекламную кампанию региона. Кроме того, на местном уровне почти не налажено взаимодействие туроператоров с остальными игроками туристического рынка. Во всех европейских странах гостиницы предоставляют оптовым заказчикам серьезные скидки. В большинстве российских регионов средства размещения не готовы идти навстречу туристическим компаниям, что существенно повышает себестоимость региональных туров и снижает совокупные доходы субъектов Федерации от туризма.

Чтобы решить проблему непривлекательности региона, недостаточно просто построить хорошие гостиницы, оборудовать пляж или организовать парк развлечений. Развитие индустрии гостеприимства требует системного подхода, который будет учитывать возможности развития и интересы игроков множества смежных отраслей. С этой точки зрения регионам должна быть интересна федеральная целевая программа, основной задачей которой является финансирование и развитие инфраструктуры по всем направлениям туристического рынка.