Эксперт: К 2020 году рыночный потенциал продаж в России составит 3,6 млн машин
Ежегодно от 60 до 80 миллиардов рублей уходит из страны, так как мы вынуждены закупать качественные автокомпоненты за рубежом. Поэтому минпромторг готов оказать любое содействие российским компаниям, которые видят себя серьезными игроками на этом рынке.
Однако для этого надо бороться за качество и научиться конкурировать с иностранными производителями, что получается далеко не всегда. Такую проблему признал директор департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения минпромторга Алексей Рахманов, выступая вчера на Московском международном автомобильном форуме.
По его словам, сегодня в работе находятся 316 соглашений с представителями компонентного бизнеса - как российскими, так и иностранными. При этом вопросы, касающиеся качества автокомпонентов, находятся во главе угла. Алексей Рахманов считает, что сейчас ситуация в этом сегменте отрасли напоминает то время, когда раньше все питались в столовых, а потом появились рестораны. "Мы приходили в столовую и думали, что едим настоящую пищу, а работники общепита думали, что нас по-настоящему кормят, продавая котлеты с хлебным мякишем вместо мяса. Та же ситуация и в автомобильной промышленности, - говорит Рахманов. - Раньше мы выпускали продукцию достаточно среднего качества, сейчас же появились автомобили конкурентов. И мы должны улучшать качество, так как возвращаться "в столовые" никто не хочет".
При этом он согласился с тем, что наши компоненты недешевы, в том числе из-за энергетической неэффективности многих производств, дорогого электричества, настороженного отношения к автоматизации производства.
Однако, по словам руководителя международного комитета Национальной ассоциации производителей автомобильных компонентов Дмитрия Осипова, глобальные производители компонентов - не конкуренты, а помощники российским поставщикам. "Их присутствие в России будет новым ориентиром качества, послужит стимулом для внедрения новых технологий, расширения бизнеса за счет подключения к глобальным системам поставок, внедрению современных норм по экологии и безопасности", - подчеркнул Осипов.
Сами иностранные производители компонентов видят в нашей стране одну из основных зон повышенного интереса, подчеркнул главный аналитик английской компании IHC Automotive Маттео Фини. Хотя, признал он, сегодня иностранное присутствие ограничено 60 поставщиками. Такое малое количество связано с целым рядом проблем, которые "подстерегают" иностранные компании на российском рынке.
Во-первых, это относительно ограниченная база поставок - всего около 250 компаний. Во-вторых, приличный размер фактически вертикально интегрированных поставщиков исторически сложившихся автопроизводителей России. Также иностранный эксперт отметил, что с течением лет возник целый ряд групп, специализирующихся на определенных видах компонентов. А это серьезно тормозит вход на рынок зарубежных производителей. Ну и сама российская база, по его мнению, остается фрагментированной с часто невысоким по мировым стандартам качеством производимой продукции.
Однако ближайшее будущее нашего авторынка Маттео Фини оценивает весьма положительно. По его словам, к 2020 году рыночный потенциал продаж в России будет порядка 3,6 миллиона автомобилей, что поставит нашу страну на уровень Германии. И если сегодня Россия является восьмым по величине автомобильным рынком мира, то потенциал для того, чтобы переместиться на пятое или шестое место, у нашей страны, безусловно, есть.