Коллектив под управлением Михаила Плетнева стал участником VII Международного музыкального фестиваля "Шопен и его Европа" - крупнейшего форума, который проходит в эти дни в центральных концертных залах польской столицы. В двух концертах РНО приняли участие пианисты Денис Мацуев и Даниил Трифонов.
Семь лет назад шопеновский фестиваль был задуман как своего рода продолжение знаменитого фортепианного конкурса, собирающего лучших молодых пианистов раз в пять лет. "В разгар туристического сезона Варшаве - городе, символом которого является Шопен, - просто необходим был большой фестиваль, на который приезжали бы лучшие исполнители, - говорит художественный директор форума Станислав Лещинский. - Фестиваль, программы которого формировались бы вокруг фигуры Шопена, как это происходит, например, в Зальцбурге, но давали бы наиболее полную и яркую картину его эпохи в самых разных художественных аспектах".
VII фестиваль "Шопен и его Европа" собрал по-настоящему звездный состав участников: Марта Аргерих, Елизавета Леонская, Владимир Юровский с Оркестром эпохи Просвещения, Филипп Херревег и его ансамбль Collegium Vocale Gent и другие знаменитые артисты. Репертуарные же границы обозначил фестивальный подзаголовок "От Малера до Листа и Носковского".
И без того солидную русскую составляющую смотра усилил приезд на фестиваль Российского национального оркестра, чьи гастроли в Польше состоялись при поддержке Минкульта РФ. Для фестивальной серии в зале Варшавской филармонии были выбраны программы как нельзя более соответствующие концепции смотра: в первом концерте с участием Дениса Мацуева звучала музыка Ференца Листа, двести лет со дня рождения которого будет отмечаться в октябре этого года, во втором - сочинения Чайковского с участием шопеновского лауреата Даниила Трифонова.
Листовский вечер практически повторил программу, которую РНО и Денис Мацуев записали на CD накануне гастролей. Ее составили первый и второй фортепианные концерты и две симфонические поэмы - "Плач о героях" и "Орфей".
По словам Дениса Мацуева, альбом, выпуск которого приурочен к юбилейной дате, призван также и показать, насколько недооценена эта личность. "Лист был выдающимся виртуозом, но многие считают, что выдающимся композитором он не был - написал не слишком много шедевров, да и те довольно поверхностны. Я так не думаю. Играя его сочинения, я всегда стараюсь показать, что в них много "подводных течений", которые остаются скрытыми". Впрочем, в Варшаве в обоих листовских концертах Денис Мацуев демонстрировал в большей степени свой фирменный стиль - бьющую фонтаном энергию, мощь и фантастическую технику, нежели некие новые смысловые нюансы. Подлинные глубины симфонической музыки Листа удалось раскрыть Михаилу Плетневу и Российскому национальному оркестру. Симфоническая поэма "Плач о героях" недвусмысленно отсылала к образам вагнеровского "Траурного марша", но при этом ее театральность стала лишь верхним слоем, не заслонившим, а наоборот, точно оттенившим мудрую философию зрелого художника, размышляющего о судьбах мира. Ощущение художественного открытия от знакомой с детства музыки оставила и вторая симфоническая поэма "Орфей", поразившая богатством оркестровых красок и той самой содержательностью, в которой так часто отказывают музыке Листа.
И все же, несмотря на несомненный успех листовской программы, настоящим триумфом стал второй вечер коллектива, в котором прозвучали сочинения Чайковского. Солировавшего в Первом фортепианном концерте Даниила Трифонова публика встретила долгими овациями - бронзовый призер конкурса Шопена стал кумиром варшавских меломанов еще в прошлом году, а победа на конкурсе Чайковского в июне этого года добавила к любви и чувство гордости за то, что именно Польша открыла миру молодого талантливого артиста. Выбор сочинения был продиктован желанием организаторов оказать честь молодому исполнителю именно как победителю конкурса Чайковского. "Сегодня я играл этот концерт в третий раз в жизни и первый раз после конкурса, - признался пианист после блестящего выступления. - Тогда было волнение, но сейчас у меня совсем другое отношение к этой музыке. Кроме того, когда за пультом стоит такой мастер, как Михаил Плетнев, ощущаешь особый подъем". Завершила вечер Четвертая симфония Чайковского, не оставившая сомнений в том, что Михаил Плетнев на сегодняшний день является одним из лучших интерпретаторов музыки русского гения, а РНО - оркестром, которому подвластны любые художественные задачи. А сыгранный на бис полонез Огиньского "Прощание с Родиной" стал не просто приятным сюрпризом для публики, но и символичным знаком того согласия и единения, которое столь легко достигается музыкой вне зависимости от самых неблагоприятных внешних обстоятельств.