Судьба нового среднемагистрального самолета Ту-204СМ, собираемого на ульяновском заводе "Авиастар-СП", до сих пор не определена. На Международном авиационно-космическом салоне в Жуковском, где презентовали два первых лайнера, проходящих сейчас сертификационные испытания, заказчиков для них, увы, не нашли.
Ту-204СМ - "переходная" модель к самолету нового поколения МС-21. В 2016 году он должен прийти на смену, в том числе, семейству Ту-204. На ульяновском авиазаводе ставку на этот проект делают по двум важным причинам: во-первых, крупный заказ позволил бы обеспечить самолетостроителей работой (сейчас приличная загрузка мощностей предприятия пока только в планах). А во-вторых, руководство "Авиастара" хочет сохранить компетенции в строительстве гражданских самолетов. В противном случае, завод полностью будет специализироваться на выпуске транспортных лайнеров.
- Контрактов не случилось, но проект не закрывается, - заявил, подводя итоги визита на МАКС заместитель председателя правительства Ульяновской области Вильдан Зиннуров. - Заделы есть, "Авиастар" работает. По заверению руководства ОАК, будут прилагаться все усилия к тому, чтобы продажа состоялась.
Напомним, изначально проект Ту-204СМ был поставлен под вопрос после отказа от покупки партии самолетов авиакомпанией "Атлант-Союз". Камнем преткновения стала высокая, по мнению заказчиков, цена на новые лайнеры. Завод, вместе с партнерами, начал активно работать над снижением стоимости. Одним из выходов из ситуации называлась возможность субсидирования авиакомпаний, которые будут покупать новую модификацию "тушки". При министерстве промышленности и торговли РФ была создана рабочая группа по выработке мер государственной поддержки проекта, однако пока дело с мертвой точки не сдвинулось. Авиакомпаний, готовых подписать контракт, нет.
Еще одной неприятной для ульяновцев новостью, которая тоже была озвучена на МАКСе, стало то, что заказчики могут изменить решение о выборе площадке для сборки военно-транспортных самолетов Ан-70. В начале года генеральный конструктор концерна "Антонов" Дмитрий Кива сообщил, что украино-российский проект планируется реализовывать в Ульяновске, Киеве и Казани. Теперь же, помимо Ульяновска, в планах появились Самара и Воронеж.
- Пока я не могу сказать, что уже принято какое-то решение. Оно, скорее всего, будет озвучено осенью. Антоновцы у нас были, завод смотрели. Опыт реализации таких проектов на непрофильных активах уже есть, и я надеюсь, что заказчики не совершат ошибку. "Авиастар" к работе над этим проектом готов, - подчеркнул Зиннуров.
Впрочем, без работы ульяновский авиазавод остаться не должен. В рамках авиасалона было принято решение о производстве еще трех самолетов Ил-476 (глубокой модификации транспортного самолета Ил-76) - в плюс к уже заказанным ранее двум, тоже в рамках госконтракта для минобороны РФ. В воздух первый лайнер должен подняться уже в конце нынешнего года. А с 2014 году планируется их серийное производство.
Кроме того, авиакомпания "Волга-Днепр" планирует модернизировать на "Авиастаре" весь имеющийся парк "Русланов".
- В течение трех лет первый самолет будет дорабатываться и испытываться на государственном предприятии "Антонов". После этого будет получена конструкторская документация. Девять оставшихся "Русланов" модернизируют в Ульяновске, - рассказал исполнительный президент "Волга-Днепра" Валерий Габриэль.
Это работа на перспективу: обновленные лайнеры будут соответствовать всем международным требованиям, которые еще только вступят в силу. На самолетах модернизируют двигатели и авионику; увеличат их ресурс до 60 тысяч летных часов. "Русланы" будут рассчитаны на 50 лет эксплуатации или 12 тысяч посадок. В программу авиакомпания планирует вложить 400-600 миллионов долларов. Причем, по словам Габриэля, это будет основным техническим заделом для возобновления производства "Русланов" на "Авиастаре", в новой конфигурации - Ан-124-300. После выполнения программы, проведения опытно-конструкторских работ, техническое лицо нового самолета будет создано на 85 процентов.
- Разговоры о том, что эти самолеты могут производиться не в Ульяновске, беспочвенные. "Авиастар" - единственная для этого площадка, и это признает и украинская сторона. Других вариантов просто не существует. Более того, мы бы хотели, по мере возможности, ускорить процесс, чтобы серийное производство началось не в 2016 году, а раньше, - уточнил Зиннуров.
Справка "РГ"
На МАКСе получили сертификаты три первых резидента Портовой особой экономической зоны, расположенные на территории аэропорта "Ульяновск-Восточный".
В рамках проекта, реализуемого "Волга-Днепр Техникс", по созданию центра технического обслуживания, ремонта и модернизации воздушных судов, в ПОЭЗ планируется разместить сервисный ангарный комплекс по техобслуживанию и ремонту широкофюзеляжных и рамповых воздушных судов взлетным весом до 450 тонн иностранного и отечественного производства (в их числе, Ан-124-100, Boeing-747, Boeing-777 и другие). Он будет первым на территории России и СНГ. Кроме того, на МАКСе было подписано соглашение, по которому в сервисном комплексе C-check после 7500 летных часов будут проходить лайнеры Sukhoi Superjet 100. Ориентировочный объем инвестиций - свыше двух миллиардов рублей; количество новых рабочих мест - более 600.
Проект "ФЛ Техникс Ульяновск" предполагает создание центра технического обслуживания воздушных судов Boeing, Airbus и других типов. До 2018 года здесь будет построено не менее трех ангаров для обслуживания воздушных судов площадью пять тысяч квадратных метров каждый. Объем инвестиций составит порядка 800 миллионов рублей; количество новых рабочих мест - 360.
В рамках третьего проекта - "Авиазавод "Витязь" - будет создано сборочное производство самолетов DHC-6 Twin Otter Series 400 - воздушных судов малой авиации, способных к посадке в любых климатических условиях. Предварительные инвестиции в проект - более 450 млн рублей; будет создано 100 новых рабочих мест.