Исправлять просчеты нового техосмотра придется страховщикам
Вчера на президиуме российского союза автостраховщиков состоялось обсуждение одного из самых животрепещущих вопрососв последнего времени: техосмотра.
Напомним, что теперь все, что связано с этой процедурой, легло на плечи страховщиков. Им предстоит аккредитовывать операторов техосмотра, они должны разработать единые правила для этой процедуры, они же должны контролировать проведение этого действа, и им же предстоит отвечать за неправильную работу пунктов техосмотра.
Но это со временем. Пункты государственного техосмотра еще будут работать до 2014 года. Поэтому у водителей пока остается выбор. Но чтобы по новому закону заработали операторы техосмотра, им требуются правила и стандарты, которых пока еще нет.
Для организации этого дела в РСА создан даже комитет по техосмотру, на плечи которого легло нелегкое сопровождение вступления этой процедуры в силу.
Достаточно сказать, что требуется как минимум 23 подзаконных акта, в том числе утвержденных постановлениями правительства. Сам по себе закон не дает четких установок: кому можно доверить техосмотр, кого надо гнать в шею, а кому достаточно небольших изменений в работе.
Страховщики развеяли один из мифов, связанных с будущим техосмотром. Некоторые товарищи не совсем внимательно прочли документ, поэтому появилось предположение, что водителям в 2012 году придется проходить техосмотр дважды. Все как раз наоборот: некоторым водителям не придется еще раз проходить техосмотр.
Предположим такую ситуацию, водитель получил отсрочку с прошлого года. Допустим, у него заканчивался техосмотр в мае.
Но полис страхования у него заканчивается в ноябре. С первого января гаишники не будут проверять наличие талона техосмотра. А страховка у него действующая. Значит, перед тем как истечет срок действия страховки, он пройдет техосмотр и потом купит новый полис. Таким образом водитель получает в качестве бонуса шесть месяцев. Без техосмотра.
Все эти тонкости будут понятны только ближе к первому января. А пока остается довольствоваться скупой информацией из первоисточников.
Еще один момент. Страховщики предлагают отпустить страховые взносы по ОСАГО в свободное плавание. Чем это обернется - даже предположить страшно. Однако они предлагают сделать это не моментально, а с некоторой отсрочкой. При этом планируется установить некий коридор тарифов. Нижняя планка остается на уровне, который утвержден правительством сейчас, верхняя будет регулироваться отдельно. То есть у водителя будет выбор: купить полис ОСАГО за ту сумму, которая прописана в законе, но у компании "Пупкин и Ко", или в три раза дороже, но в компании "Ингосстрах". Это раньше водителю было наплевать, где покупать полис. Все равно с проблемами сталкивался не он, а его коллега, пострадавший в аварии. А теперь приходится выбирать по ОСАГО добросовестную компанию. А она может оказаться очень дорогой.
Таким образом предлагается ввести конкуренцию между страховыми компаниями. Чтобы они бились за своего клиента рублем. Но при этом стоимость полиса ОСАГО может подскочить в три раза! А кто сказал, что страховщикам интересно снижать тарифы? Например, в Москве у них и так отбоя от клиентов нет. Так что полис купят за любые деньги, несмотря на достоинства или недостатки компании.
С недостатками компаний борьба идет довольно давно и плотно. Вот и в этом году не обошлось без тех, кому предъявлены довольно серьезные претензии. Четыре компании уже лишились лицензий, в том числе такая крупная, как "Росстрах". По скромным подсчетам, обязательства этой компании превышают миллиард рублей. В то же время только за прошедшие 8 месяцев РСА выплатило один миллиард 800 миллионов. А кроме этой компании в банкротах оказались "Инногарант", "Гармед Воронеж-юг" и "Ника Плюс".
Одна из главных проблем, с которой сейчас РСА сложно бороться, - это учет бланков полисов ОСАГО. Еще жестче эта проблема встанет с учетом бланков техосмотра. По идее, если компания обанкротится, то оставшиеся на балансе бланки полисов ОСАГО она должна сдать в РСА. Но многие компании заявляют, что эти бланки у агентов или брокеров, а найти их нет возможности. На рынке оказываются реальные бланки ОСАГО, которые продаются за копейки, но по которым страховкой вас никто не обеспечит. Всего невозврат составляет около 277 тысяч бланков.
И тут произошел уникальный случай. У компании "Талисман" оказался невозврат двух с половиной тысяч бланков. Однако компания не пожала плечами, а приступила к активной деятельности. Она подключила правоохранительные органы, сама провела разыскную работу и за четыре месяца вернула 2300 бланков. Более 90 процентов. Таким образом доказано, что ничего невозможного нет.