В России могут появиться платные дороги без объездных путей
В России могут появиться платные дороги без дублирующих их объездных бесплатных трасс.
Для этого потребуется изменить действующий Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности", исключив из него требование об обязательном наличии у платной дороги бесплатных участков. Об этом с участниками V Тихоокеанского экономического конгресса поделился первый вице-премьер Игорь Шувалов во время своего выступления.
При этом первый зампред подчеркнул, что пока это "дискуссионная тема". А подобный вариант возможен лишь в случаях, когда появлению платной автотрассы предшествуют экономическая необходимость, коммерческий интерес и спрос.
Впрочем, это не первая попытка изменения статуса платных автодорог, у которых не будет бесплатных дублеров. Два года назад с таким предложением выступил заместитель министра экономического развития Андрей Клепач.
В ведомстве считают, что нынешнее законодательное ограничение мешает привлекать частные инвестиции в строительство дорог в местах, где их нет, если отсутствует бюджетное финансирование. В федеральном дорожном агентстве (Росавтодор) "РГ" воздержались от комментариев, заметив при этом, что, к примеру, большинство пользователей центрального московского транспортного узла были бы рады платному, зато комфортному передвижению.
Основной дорожный госоператор "Автодор" тоже не захотел вступать в дискуссии. В госкомпании подчеркнули,что работают в соответствии с законом, по которому у платной дороги обязательно должен быть бесплатный дублер. Между тем лидер движения автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков считает, что идея, предложенная минэкономразвития, изначально игнорирует социальные последствия.
Государство, по его словам, и так задолжало налогоплательщикам, которые в виде налогов давно оплатили номинальную стоимость дорожной сети, которую до сих пор не имеют. "Фискальные суммы (транспортный налог и акцизы) доходят уже до 2 триллионов рублей в год, а доля этих сборов в литре бензина занимает почти 70 процентов", - сказал он, добавив, что автомобилисты платят достаточные деньги в бюджет, чтобы государство обеспечивало нормальные дороги.
"У нас сейчас ряд регионов не может связаться с Большой землей. Дороги в Якутии, Магадане отрезаны от мира, более 45 тысяч населенных пунктов не имеют дорог с твердым покрытием. "И что мы в такой ситуации будем строить платные трассы?" - задается вопросом Вячеслав Лысаков. Генеральный директор одной из крупных автологистических компаний Михаил Кулябин считает, что до реального воплощения идея не дойдет. "Россия и так по сравнению с другими странами - страна малой автомобилизации населения. А с появлением платных дорог многие вообще ездить перестанут", - говорит Кулябин.
Член Комитета Государственной думы по собственности Алексей Плахотников также уверен, что у платных дорог должны оставаться дублеры. "Я за любые дороги - платные, бесплатные, - лишь бы соединяли наши города. А для того, чтобы частные инвесторы вкладывали свои "длинные" сотни миллиардов рублей, им надо предоставлять налоговые каникулы. К примеру, на 10 лет, освобождая от налога на землю, на прибыль, - советует Алексей Плахотников, - но не лишать выбора".
Однако позитивные прецеденты введения в эксплуатацию платных дорог в России есть. На трассе М4 "Дон" запущен первый платный участок - с 414-го по 464-й километр, в обход городов Хлевное и Задонск Липецкой области. Как сообщили "Российской газете" в Росавтодоре, 70 процентов водителей предпочитают платный трафик стоимостью от 50 до 220 рублей (для фур), что сопоставимо с европейскими стандартами.