11 сентября в Калининграде Международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева подвел итоги. Третий тур и заключительный концерт проходили в Кафедральном соборе на острове Канта.
Конкурс имени Таривердиева - единственный в России международный конкурс органистов - проходит в самом западном регионе России раз в два года. В нынешнем году он состоялся уже в седьмой раз и имел рекордно широкую географию. Заявки на участие подали представители 25 стран, а отборочные туры проходили в Музее музыкальной культуры имени Глинки в Москве, церкви святого Михаила в Гамбурге, органном зале Канзасского университета в США и - впервые - в столице Казахстана Астане.
По итогам отбора в финальный этап прошли 19 человек. Шестеро из них вышли в финал и получили возможность сыграть на замечательном органе Кафедрального собора.
Лучшим органистом конкурса стал Кристиан Дренгк из Германии. Но он был удостоен лишь второй премии. Главный приз, изготовленный из янтаря, будет ждать своего владельца еще два года - он не присужден никому. Так решило представительное международное жюри, в которое входили известные музыканты и педагоги из России, Латвии, Армении, Венгрии, Германии, Франции, США и Японии.
Третью премию разделили француз Батист-Флориан Марль-Уврар и россиянка Дина Ихина, которая также была награждена специальным призом за лучшее исполнение произведения Микаэла Таривердиева. Дипломы конкурса получили Лейла Акшпекова (Казахстан) и две россиянки: Антонина Крымова и Александра Сташенко.
Александру Сташенко публика приветствовала особенно горячо - ведь она родилась и выросла в Калининграде, так что ее можно назвать первенцем органного бума, начавшегося в городе 13 лет назад. Именно тогда по инициативе Веры Таривердиевой родился конкурс, без которого сегодня невозможно представить музыкальную карту Европы.
Итоги конкурса комментирует председатель жюри Людигер Лотманн.
Людигер Лотманн: В принципе, мы вполне могли бы присудить первую премию. Если бы кто-то из членов жюри настаивал на этом, я бы не стал возражать. Но наше решение было единодушным. Это вопрос того, как мы позиционируем конкурс. Если конкурс имени Таривердиева хочет войти в число ведущих органных состязаний мира - таких, как конкурс в Шартре, к примеру, нужно устанавливать соответствующую планку. Бывает, что жюри слишком щедрое или, наоборот, сверхкритичное по отношению к молодым музыкантам. Однажды на конкурсе имени Баха в Лейпциге не было присуждено вообще ни одной премии среди органистов. Это, конечно, чересчур, и мы постарались найти золотую середину.
РГ: Вам понравился орган, на котором играли финалисты?
Лотманн: Да, у него замечательный звук. Мне не удалось поиграть на нем, но я хорошо знаком с аналогичным органом, который был установлен в Германии вскоре после Калининграда. Я хорошо представляю себе его возможности, и, поверьте, это очень хороший инструмент.
РГ: Среди лауреатов конкурса - представители Германии, Франции и России. Можно ли на их примере говорить о национальных органных школах?
Лотманн: Я бы говорил скорее о единой интернациональной школе. Сейчас идет очень активный обмен информацией, и границы стираются.