18.09.2011 23:20
    Поделиться

    МАК: Самолет Як-42 не смог набрать нужную для взлета скорость

    Самолет Як-42, который вез хоккейную команду "Локомотива" в Минск, набрал скорость, примерно 230 километров, но отрыва самолета от взлетно-посадочной полосы не произошло.

    При этом подъем носового колеса экипаж начал на скорости примерно 185 километров в час. Такие предварительные выводы сделал Межгосударственный авиационный комитет в эти выходные.

    Они приводятся по результатам полевого этапа расследования катастрофы с Як-42 и в соответствии с предварительным анализом имеющейся документации и данных расшифровки средств объективного контроля Технической комиссией МАК.

    Согласно приведенным данным, фактический отрыв самолета произошел на удалении 400 метров за выходным торцом полосы после отклонения руля высоты на 13-14 градусов и перекладки стабилизатора до 9,5 градуса на кабрирование.

    После отрыва самолета от земли произошло его столкновение с антенной системой курсового радиомаяка, а также интенсивный рост угла тангажа до 20 градусов за 2-3 секунды.

    Максимальная высота, которую набрал самолет, была 5-6 метров. В дальнейшем последовали интенсивное кренение самолета влево и его столкновение с препятствиями.

    Летчик-испытатель Магомед Толбоев считает, что скорость 180 километров в час достаточна для взлета. При этом он говорит, что не может более подробно комментировать произошедшее, так как точно не знает, были ли выпущены воздушные тормоза, заблокированы колеса.

    Такой информации пока не опубликовано. Он намерен организовать полет самолета Як-42 в аналогичных условиях.

    По данным МАК, несмотря на выход двигателей на взлетный режим, темп роста скорости существенно замедлился, что может быть объяснено появлением дополнительной силы торможения. Фактическая величина дополнительной тормозящей силы будет установлена по результатам математического моделирования и натурного эксперимента, который планируется провести на самолете-аналоге в ЛИИ им. М.М. Громова, говорится в сообщении МАК. С участие ОКБ готовится летная программа его проведения. Сохранившиеся элементы тормозной системы самолета направлены на исследование в специализированный институт. Исследования тормозной системы начаты 16 сентября. Взлетная масса и центровка самолета не выходили за допустимые пределы. Это исключает одну из версий причин катастрофы, по которой следует, что пассажиры собрались в носовой части самолета и была нарушена центровка при взлете. Экипаж принял решение о взлете на номинальном режиме работы двигателей.

    Предварительное моделирование показало, что до скорости ~165 километров в час темп разгона самолета соответствовал фактически установленной тяге двигателей.Техническая комиссия комитета установила также, что руль высоты был отклонен на кабрирование, то есть на поворот летящего самолета вокруг поперечной оси, при котором поднимается нос самолета, до значений 9-10 градусов (примерно половина хода), однако роста угла тангажа не произошло. Через 6 секунд двигателям был установлен взлетный режим работы. Перед взлетом экипаж дважды провел проверку всех каналов управления самолетом, включая канал руля высоты, руль высоты отклонялся штатно. Максимальное зафиксированное отклонение руля высоты на кабрирование 21 градус, что соответствует конструктивному упору. Последняя проверка была выполнена за 1 мин 40 секунд до начала разбега. Метеоусловия на момент авиационного происшествия: ветер 360 - 3 метров в секунду, видимость 10 километров, облачность значительная слоисто-кучевая.

    Техническая комиссия МАК заявляет, что официальная информация о расследовании содержится только на интернет-сайте МАК. Ссылки на любые другие источники, публикация неофициальных материалов и "тиражирование" различных версий о причинах происшествия противоречат морально-этическим нормам, международным и российским правилам расследования авиационных происшествий", - отметили в комитете.

    Так, например, 14 сентября одна из газет, ссылаясь на источники, сообщила, что пилоты самолета Як-42 могли забыть отключить стояночный тормоз. Официальные источники эту версию тогда не подтвердили.

    Напомним, что седьмого сентября под Ярославлем в районе населенного пункта Туношна, в 2,5 километрах северо-западнее аэропорта разбился самолет Як-42Д авиакомпании "Як-Сервис". На борту самолета находилась направлявшаяся в Минск хоккейная команда "Локомотив". В результате катастрофы погибли 44 человека. Выжил только один человек - это бортинженер Александр Сизов.

    После трагедии Ространснадзор объявил о проверке всех самолетов данного типа, эксплуатируемых российскими авиакомпаниями. И даже остановил эксплуатацию более десяти таких самолетов.

    Поделиться