Позицию Франции по отношению к Интернету довольно четко определил в конце мая этого года перед саммитом "Большой восьмерки" в Довиле Николя Саркози.
Выступая перед руководителями таких мировых компаний, как Google, Microsoft, Amazon, приглашенных в Париж для участия в форуме по проблемам Интернета, французский президент заявил, что он "не может быть параллельной Вселенной вне законов и морали". То есть никакой анархии, по мнению французов, там не должно быть, хотя, конечно, никто здесь не отрицает новаторскую и созидательную роль Всемирной паутины.
Во Франции все, что касается интернет-технологий, находится под строгим контролем в соответствии с положениями ряда законов и прочих актов.
Еще в 2000 году здесь была введена уголовная ответственность провайдеров за предоставление хостинга неидентифицированным пользователям. Согласно закону все авторы сайтов, которые размещаются на местных серверах, обязаны дать о себе полную информацию. Если она оказывается ложной, то законом предусмотрено наказание до шести месяцев тюрьмы.
Причем этот срок грозит как некорректному пользователю, так и провайдеру, не проверившему, как следует данные.
Во Франции существует ряд государственных структур, которые в реальном времени следят за порядком в Интернете. К примеру, правительственное агентство HADOPI. Его задача - обеспечивать соблюдение закона, направленного на борьбу с пиратским скачиванием музыкальных записей и фильмов.
Это агентство с помощью частных компаний отслеживает обмен файлами, которые защищены авторскими правами, и запускает механизм "трех предупреждений". Из них последнее - отключение провинившегося пользователя от Интернета, а иногда и повестка в суд с вытекающими из этого последствиями. Как правило, в виде крупного штрафа.
Если HADOPI относится к министерству культуры, то другая структура - Центральное управление по борьбе с преступностью в области технологий информатики и связи - подчиняется французскому МВД. Именно ему поручено контролировать противоправный контент в Интернете. Для этого существует постоянно обновляемая правовая база, а если конкретно, то это несколько специальных разделов закона LOPPSI 2. Он был принят в марте этого года и регулирует вопросы внутренней безопасности в стране на период до 2013 года включительно.
Так вот, по этому закону полицейские по борьбе с киберпреступностью имеют весьма широкие полномочия. В частности, они могут потребовать от провайдеров блокирования сайтов с недозволенным контентом. К примеру, педопорнографическим.
Ранее это можно было делать, только получив согласие судебных органов. Теперь такая необходимость отпала. В управлении также по собственному усмотрению составляются "черные списки" сомнительных сайтов. Их провайдеры обязаны закрыть по требованию властей без особого права оспаривать такое решение. Более того, закон LOPPSI 2 позволяет, правда уже после согласования с прокуратурой, внедряться в компьютеры пользователей, в частности, с помощью троянских программ, для получения информации в ходе расследования таких тяжких преступлений, как торговля оружием, наркотрафик, отмывание грязных денег и ряда других. Однако ряд общественных организаций, правозащитники считают, что такой мощный арсенал средств в руках госструктур есть явный перебор.