Решение президента России Дмитрия Медведева исключить атомные ледоколы из перечня предприятий и объектов, на которые не распространяется программа приватизации, вовсе не значит, что не сегодня-завтра вездеходы Арктики перейдут в частные руки и займутся извозом на трассе Севморпути.
Как пояснил "РГ" руководитель департамента коммуникаций "Росатома" Сергей Новиков, указ главы государства от 28 сентября этого года создает необходимые юридические и организационные условия для того, чтобы произвести давно намеченное акционирование ФГУП "Атомфлот" и более органично вписать его в контур управления атомной госкорпорации. При этом 100 процентов акций нового ОАО останутся в собственности государства, уточнил наш собеседник.
Добавим, что "Атомфлот" в своем нынешнем виде (федерального государственного унитарного предприятия) передан на баланс госкорпорации "Росатом" в августе 2008 года. В строю сейчас шесть ледоколов, один контейнеровоз и четыре судна технологического обслуживания.
Помимо атомных ледоколов указ Дмитрия Медведева (его текст официально размещен на сайте президентской администрации) снимает аналогичный запрет и на причалы, предназначенные для комплексного технологического обслуживания атомных ледоколов. До этой поры госпрограмма приватизации 1993 года (с многочисленными последующими поправками, изъятиями и добавлениями) не предусматривала такой возможности - ни в отношении ледоколов, задействованных в обслуживании Северного морского пути, ни в отношении причалов.
- Исключение этих объектов из списка, блокирующего возможность акционирования, - акцентировал Сергей Новиков, - это необходимый и важный этап работы в рамках общей реструктуризации, которая проводится в атомной отрасли.
В тот же день заместитель гендиректора по эксплуатации ФГУП "Атомфлот" Андрей Смирнов объяснился в Мурманске с журналистами относительно перспектив приватизация атомных ледоколов. "До 2017 года, пока не появится грузопоток, вряд ли приватизация будет возможна", - цитирует его слова Интерфакс. А если и будет что-то планироваться к приватизации, то уже новое поколение атомных ледоколов.
Которые, заметим от себя, еще надо построить.
Досье "РГ"
Всего в России (СССР) построено 7 атомных ледоколов и атомный лихтеровоз "Севморпуть". Еще два атомных ледокола с уменьшенной осадкой - "Таймыр" и "Вайгач" - созданы по заказу СССР в Финляндии и предназначены для проводки судов в устья сибирских рек.
Решение о строительстве первого атомного ледокола принято 20 ноября 1953 года, закладка состоялась 24 августа 1956 года на стапеле Адмиралтейского завода в Ленинграде. 5 декабря 1959 года атомоход "Ленин" - первенец среди себе подобных - был спущен на воду. После сорока лет эксплуатации (в 1989 году) поставлен на вечную стоянку в Мурманске. Сейчас на ледоколе действует музей.
Помимо ледокола "Ленин" из эксплуатации выведены атомоходы "Сибирь" и Арктика". В строю действующих остаются "Россия" (год постройки - 1985), "Советский Союз" (1989), "Таймыр" (1989), "Вайгач" (1990), "Ямал" (1992) и "50 лет Победы" (2007).