Гораздо важнее сейчас, если взглянуть чуть шире, не фигура Стива Джобса, а масштаб и значимость того инженерного чуда, которым сегодня может обладать почти каждый, во многом благодаря именно Джобсу.
Речь не о Macintosh, а о персональном компьютере как таковом. О небольшой коробочке, с помощью которой в кармане практически каждого человека сегодня умещается весь мир. Часто гениальные вещи рождаются, что называется, "на коленке", или являются во сне. А то и от удара яблоком по голове. Творческий союз однокашников Стива Джобса и Стива Возняка сгенерировал гениальную мысль сначала дома у Джобса. А когда первые прототипы персонального компьютера заняли все свободное место, переместились в гараж. Википедия учит нас, что именно у Стива Джобса возникла идея продать компьютер. Возняк сначала отнесся к предложению друга скептически.
Стив Джобс убедил его: если они и не добьются успеха, то хотя бы смогут рассказать внукам, что владели собственной компанией. Что из этого вышло, теперь знает весь мир. В 1977 году на рынке появился первый персональный компьютер компании Apple.
Сегодня о том, что ушел Стив Джобс, гудит весь Интернет, подхватываемый газетными заголовками и передачами на ТВ. И особенно в Интернете четко видно деление на фанатов Apple и приверженцев так называемого PC - Personal Computer, персональных компьютеров, которые выпускают на рынок все остальные компании. Кто-то считает Джобса гением, кто-то - инженерным гуру, а есть и такие, кто уверен, что он просто расчетливый бизнесмен. Правы все. Двадцать с лишним лет назад мама периодически забирала меня из детского сада к себе в конструкторское бюро - дожидаться конца ее рабочего дня. Помню огромные залы, суровых женщин в темно-синих халатах и огромную, во всю стену, панель с миллионом кнопочек, рычажков и стрелочек. Это была ЭВМ - электронно-вычислительная машина, о которой сегодняшние школьники, скорее всего, знают только по книжкам или рассказам родителей, а то и бабушек с дедушками. ЭВМ была устрашающих размеров, гудела и умела читать перфокарты. Я же дома на этих, ненужных уже перфокартах, рисовала солнце, лес и человечков. Не могу сказать, в каком конструкторском бюро работала мама - место было секретное и наверняка выполняло очень важную государственную задачу. ЭВМ тоже была на службе у государства. О том, чтобы персонифицировать ЭВМ, очень долго не было и речи. До тех пор, пока эта идея не пришла в гараже в голову двум американцам.
Персональный компьютер - вещь личная. Но соединяющая с миром. ПК и Интернет - вот та сеть, которая вопреки изначальному пониманию этого слова не опутывает, а освобождает человека от границ: дома, города, страны. Дает человеку выбор - куда идти и с кем говорить, в какое время и о чем. Не думать о том, сколько книг хранить в своей библиотеке, сколько фотоальбомов разместить на полках, как показать другу из Аргентины только что расцветший кактус. Да что там кактус. Имея дома ПК, каждый, кто в этом нуждается, может получить то образование, которое ему нужно. Причем не выходя из дома. Примером тому недавняя акция "РГ" и МГПИ. На карельский остров, где живет многодетная семья Логиновых и нет школы, мы привезли компьютеры. Теперь дети смогут учиться, получая задания по электронной почте и общаясь с учителями через skype.
Границ больше нет. Есть выбор, который может сделать каждый. Как когда-то это сделал Стив Джобс.
Ларии Пейдж, генеральный директор корпорации Google:
- Я очень огорчен известием о смерти Стива. Он был великим, удивительно светлым человеком, достигшим невероятного. В беседах с ним всегда казалось, что он всегда мог в нескольких словах изложить то, о чем ты должен был, но еще не успел подумать.
Дмитрий Гришин, генеральный директор Mail.ru Group:
- Придумать что-то еще новое Apple без Джобса, мне кажется, будет достаточно тяжело. У них в принципе осталась только одна ниша, где они могут что-то сделать, - телевизор. Это произойдет, если у них будет какая-то инновация, какое-то конечное устройство, которое они еще не озвучили.
Михаил Гуревич, заместитель генерального директора РБК:
- Компания собрала очень мощную команду разработчиков. Уверен, что у Apple есть большое количество новых перспективных разработок, поэтому планомерное поступательное развитие имеет неплохой шанс. Главное, чтобы у руководства компании не возникло паники.
Подготовили Роман Дворянинов, Эльмира Аширова и Александр Ковалевский
Жил в Ленинграде человек по фамилии Йозеф Вениаминович Берг, а по-настоящему - Джоэл Барр. В свое время я летал к нему в Питер довольно часто, ибо в годы Второй мировой и после нее Барр-Берг был советским агентом. Талантливый американский инженер добывал для СССР немало промышленных секретов. Пришлось ему, чтобы не разделить судьбу друзей и соратников по одной коммунистической ячейке Джулиуса и Этель Розенбергов, казненных на электрическом стуле, бежать сначала в Чехословакию, а потом в СССР.
Барра я хорошо знал, делал о нем фильм, а вот его соратника по советской агентуре Альфреда Саранта, получившего у нас имя Филиппа Георгиевича Староса, еще более талантливого американского ученого в живых не застал.
Уж кому было не доверять, как не этим получившим советское подданство американцам. Почти 40 лет они вкалывали на нашу науку. Их даже приняли в секретное Ленинградское конструкторское бюро. Сначала дела развертывались, по рассказам Барра, медленно. Но потом вдруг пошло-поехало, ибо пара советских американцев познакомилась на одной из выставок с Никитой Сергеевичем Хрущевым, и непредсказуемый Никита приказал личному помощнику помогать способным ленинградским ученым.
И, по словам Джоэла Барра, записанным и завизированным, им с Сарантом "удалось в сотни раз уменьшить потенциометры и сконструировать базу для бортовой вычислительной авиамашины. Потом они совершили первый решительный шаг - принялись за элементы для будущих аналоговых компьютеров. Взялись за вычислительную технику. И на существующей тогда научной базе сотворили управляющую машину с вещим названием - УМ-1. За разработку первой в стране вычислительной машины им присвоили звание лауреатов Государственной премии СССР".
Парочка заглянула в компьютерное будущее. Заговорила об изготовлении чипов, твердо уразумела: залог успеха в микровычислительных машинах, то есть в компьютерах. Барр через помощника Хрущева получил добро на получение дополнительных средств. Вождь был в восторге от их подарка - крошечного, с горошинку микроприемничка, с которым и ходил по ЛКБ, засунув его в ухо. Признаться, такая активность многих раздражала. Задерживался их переезд в подмосковный Зеленоград, санкционированный Никитой. Барр названивал помощнику, а тот неизменно отвечал: скоро, совсем скоро Никита Сергеевич вернется из отпуска. И вернулся, чтобы тут же быть отправленным на пенсию.
Через два дня Сарант с Барром были вызваны на министерскую коллегию. Их обвинили в антигосударственной деятельности и в растрате государственных денег. Барр, выступая на конференции, клялся, что один закрытый завод будет скоро выпускать по миллиону настольных компьютеров в год. Его участь была решена. Из главного инженера "по собственному желанию" перевели в завлабы. А непримиримый гений Старос ушел сам, отправился искать счастья в научном городке в Новосибирске. Он ехал куда-то в очередной раз доказывать кому-то свою научную правоту и умер прямо в машине от инфаркта.
Так что с компьютерами нам пришлось подождать до лучших времен. Правда, наступили они не очень-то скоро. Барр тоже до них не дожил.
Подготовил Николай Долгополов