Эксперты рекламного рынка пересмотрели свои глобальные прогнозы в сторону уменьшения. "Предсказания" о российской рекламе изменились меньше, чем о мировой.
Как и в апреле, эксперты Международной сети агентств ZenithOptimedia предрекают, что расходы на рекламу в России в 2011 году увеличатся на 22 процента. Данные за первое полугодие показывают, что рынок начал быстро восстанавливаться за счет общего оздоровления экономики и развития потребительского спроса в 2010 году.
Аналитики Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) отмечают рост отечественного рынка на 28 процентов за первое полугодие этого года. Однако нестабильность фондовых рынков, мировых валют и финансовых индексов, скорее всего, повлечет за собой некоторое замедление роста в третьем и четвертом кварталах 2011 года.
Интересно, что катаклизмы в экономике могут оказать больше влияния на рекламную активность в следующем году. В начале этого года специалисты предполагали, что будущий год по показателям роста обойдет 2011-й, но экономическая нестабильность заставила агентство сократить прогнозируемый в 2012 году рост рекламного рынка до 18 процентов. При этом в 2013 году Россия должна занять третье место в списке стран с наибольшим вкладом в рост мирового рекламного рынка. По расчетам специалистов, российские расходы на рекламу к тому моменту достигнут 4,7 миллиарда долларов.
По динамике развития в России по-прежнему лидирует Интернет. Этот сегмент, кстати, единственный, сохранивший рост после кризиса 2008 года. По оценкам экспертов, к 2013 году он должен вырасти до 17 процентов в структуре общих расходов на рекламу. В 2008-м Интернет занимал всего шесть процентов, а в 2010-м - уже 11. Тогда на рекламу в Сети было потрачено более 22,5 миллиарда рублей.
Всемирная паутина набирает обороты и в мировой рекламной практике. Сегодня по доле мировых расходов на рекламу Интернет занимает третье место после телевидения и газет. В 2010 году на интернет-рекламу было потрачено более 64 миллионов долларов. К 2013 году Сеть должна опередить рекламу в газетах, заняв почти 19 процентов рекламного бюджета. Предполагаемые расходы составят почти 96,4 миллиона долларов. Однако потеснить телевидение, занимающее около 40 процентов рынка, Интернету в ближайшие годы вряд ли удастся. В России объем рекламы во Всемирной паутине вырос за полугодие, по данным АКАР, на 57 процентов., а реклама в печатных СМИ за этот же период прибавила 11 процентов.
По сравнению с весенним глобальным прогнозом агентство снизило предполагаемые в 2011 году мировые расходы на рекламу на полпроцента, до 3,6 процента. Часть рекламодателей отказалась от увеличения рекламных бюджетов, ранее запланированных на конец 2011 года. Причиной послужили опасения нового экономического спада и снижение темпов восстановления после последнего кризиса. Также на полпроцента снизились и прогнозы относительно расходов рекламодателей в 2012 году - с 5,9 до 5,3 процента. Однако и такой рост специалисты называют вполне здоровым.
Положительного влияния на рекламный рынок эксперты ждут от Олимпийских игр, чемпионата Европы по футболу и президентских выборов в США, запланированных на 2012 год. В агентстве считают, что эти события могут принести рынку 6,2 миллиарда долларов.
Падение фондовых рынков в конце июля - начале августа вызвало опасения нового спада в рекламной отрасли. Но эксперты говорят, что прямой зависимости между падениями фондовых и рекламного рынков нет.
Сегодня исследователи отмечают рекордно низкий уровень расходов на рекламу - 0,73 процента мирового ВВП. Это можно объяснить ростом влияния рекламных рынков развивающихся стран, где коммуникации часто имеют низкие пропорции от ВВП. Так, в Китае, который, кстати, является третьим по размеру рекламным рынком, этот показатель составляется лишь 0,44 процента. Развивающиеся рынки будут расти с опережением развитых, прогнозируют аналитики. Южной Америке предрекают средний ежегодный рост в 7,1 процента, Азиатско-Тихоокеанскому региону - в 10,1, Центральной и Восточной Европе - 10,4. Рынок Северной Америки будет расти лишь на 3,3 процента в год, Западной Европы - на 2,8 процента.