17.10.2011 23:40
Поделиться

В налоговые правоотношения вошло понятие контролируемых сделок

Федеральный закон N 227-ФЗ от 18.07.2011 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" существенно изменил правила, по которым налоговые органы проверяют цены сделок на соответствие их рыночным ценам. Уже с 1 января 2012 г. вступает в силу новый раздел Налогового кодекса РФ, который заменит ныне действующую статью 40.

Теперь в налоговых правоотношениях будет использоваться понятие контролируемых сделок, то есть сделок, которые налоговые органы вправе проверить на соответствие рыночным ценам. Но есть и еще одно обязательное условие для признания сделок контролируемыми: в результате их совершения хотя бы одна сторона учитывает доходы и расходы, в результате чего должна увеличиться или уменьшиться база по налогу на прибыль, НДФЛ, НДПИ или НДС. Согласно п. 4 ст. 105.3 Налогового кодекса РФ в новой редакции в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами контролироваться в действительности будет только полнота уплаты этих налогов.

Контролировать согласно новой ст. 105.14 Налогового кодекса РФ будут сделки, в которых:

- участвуют взаимозависимые лица;

- предметом является внешняя торговля товарами мировой биржевой торговли;

- одна из сторон зарегистрирована в офшорах.

В п. 10 ст. 105.14 Налогового кодекса РФ в новой редакции суду предоставлено право признать сделку контролируемой, даже если она не соответствует установленным налоговым законодательством признакам, когда есть достаточные основания полагать, что данная сделка входит в группу однородных сделок, совершенных в целях сокрытия контролируемой сделки.

К сделкам между взаимозависимыми лицами относятся также сделки с участием третьих лиц, не являющихся взаимозависимыми. Теперь любая перепродажа товаров, работ или услуг взаимозависимому лицу через посредников будет контролироваться, если такие посредники не выполняют никаких дополнительных функций или не принимают на себя рисков и не используют собственные ресурсы для организации такой сделки. Законодатель отказался от контроля цен сделок, и теперь вместо 20%-ных отклонений будут отслеживаться доходы по сделкам с одним лицом за календарный год. По общему правилу такие сделки будут контролируемыми, если сумма доходов по ним за календарный год превышает 3 млрд руб., с 2013 г. - 2 млрд руб., а с 2014 г. - 1 млрд руб.

Для плательщиков НДПИ по сделкам с добытым полезным ископаемым, а также для участников проекта "Сколково" и резидентов особой экономической зоны сумма доходов по контролируемым сделкам начинается уже с 60 млн руб. Такое же ограничение действует для сделок по товарам мировой биржевой торговли (нефтепродукты, металлы, минеральные удобрения) и для контроля сделок, одной из сторон которых является зарегистрированное в офшорах лицо. Для плательщиков ЕСХН и ЕНВД сумма доходов для контроля несколько выше - более 100 млн руб. за календарный год.

У налогоплательщиков, участвующих в контролируемых сделках, появилась обязанность сообщать в налоговую инспекцию обо всех совершенных в течение календарного года контролируемых сделках до 20 мая следующего года. Несвоевременное представление соответствующего уведомления, а также указание в нем недостоверных сведений о контролируемых сделках наказывается по новой ст. 129.4 Налогового кодекса РФ штрафом в размере 5000 руб.

Если взаимозависимые налогоплательщики заключили сделку по ценам, отклоняющимся от рыночных, то у них есть выбор между двумя вариантами уплаты налога. Можно уплатить налоги исходя из рыночных цен, а можно уплачивать авансовые платежи по налогу на прибыль (НДФЛ), а также перечислять НДС и НДПИ за календарный год по фактическим ценам сделки. В последнем случае по окончании года допускается корректировать налоговую базу и без пеней и штрафов доплатить налоги, если несоответствие цен привело к занижению этих налогов.

С 2014 г. будет взиматься штраф за неуплату налога в результате применения нерыночных цен по п. 1 ст. 129.3 Налогового кодекса РФ в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога, а с 2017 г. - в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб.

Для контроля описанных сделок вводится новый вид налоговых проверок: проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами согласно ст. 105.17 Налогового кодекса РФ. То есть проверять соответствие цен рыночным в рамках выездной или камеральной проверки уже не получится. Однако выявление контролируемой сделки в ходе таких проверок признается достаточным основанием для проведения проверки соответствия цен согласно п. 1 ст. 105.17 Налогового кодекса РФ. Кроме этого, основанием проверки также служит поданное налогоплательщиком уведомление о контролируемых сделках.

Решение о проведении проверки правильности применения цен выносится не позднее двух лет со дня получения уведомления или извещения, глубина проверки не превышает трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения. Срок проведения проверки не должен превышать шести месяцев, при этом в ходе такой проверки могут проводиться выездные и камеральные проверки за этот же период.

Крупнейшие налогоплательщики по п. 1 ст. 105.19 Налогового кодекса РФ вправе заключить с ФНС России соглашение о ценообразовании, устанавливающее порядок определения цен и порядок применения методов ценообразования в контролируемых сделках. Кроме этого, в указанном соглашении описываются виды контролируемых сделок, в отношении которых оно заключается, перечень источников информации, используемых при определении соответствия цен, перечень, порядок и сроки представления документов, подтверждающих исполнение условий данного соглашения. Если налогоплательщик соблюдает все условия соглашения о ценообразовании, то ФНС России не вправе начислять налоги, пени и штрафы в отношении тех контролируемых сделок, цены по которым были согласованы. Данное нововведение скопировано из западных моделей налоговых правоотношений, но вызывает сомнения его коррупционная устойчивость.

Срок действия соглашения о ценообразовании не превышает трех лет. За рассмотрение ФНС России заявления о заключении соглашения о ценообразовании уплачивается госпошлина в размере 1,5 млн руб.