В ГАИ опасаются всплеска недовольства водителей из-за увеличения штрафов
К первому ноября все министерства и управления внутренних дел по субъектам России должны отчитаться о готовности к "черному дню" календаря для любителей водить машину не по правилам.
Местные подразделения должны доложить, как в регионе решается проблема парковок, создаются стоянки для эвакуированного транспорта и как информируют водителей об изменениях в законодательстве, о суровых штрафах за банальные нарушения и о возможных последствиях.
Напомним, с 1 июля следующего года вступают в силу новые нормы, по которым полагаются огромные штрафы за выезд на полосу, предназначенную для движения общественного транспорта, и за нарушения правил парковки.
Причем штрафы будут делиться по региональному признаку. Нарушение правил парковки в Москве или Санкт-Петербурге (самые грубые случаи) обойдется для водителя в 3000 рублей. В других регионах - в полторы тысячи. Выезд на полосу общественного транспорта в обеих столицах будет стоить 3000 рублей, в регионах - 1500. Кроме того, автомобили, припаркованные с нарушением правил, будут эвакуировать за счет владельцев. Им также потребуется платить и за хранение машин. Напомним, что сейчас эвакуация бесплатна, а плата за хранение взимается по истечении суток.
В связи с введением этих штрафов в ГАИ опасаются, что если на местах не будут созданы условия для правильной парковки, а система наказания начнет действовать, то можно ожидать всплеска недовольства водителей. Таких суровых санкций за нарушения не вводилось давно.
По мнению заместителя начальника Главного управления ОБДД МВД России Павла Бугаева, главное в том, что до сих пор не создано условий, которые позволили бы водителям этих санкций избежать. За те месяцы, которые остались до введения новых штрафов, необходимо организовать парковки, как в центре городов, так и на их периферии, перехватывающие стоянки . Кроме того, требуется установить в наиболее оживленных местах камеры фотовидеофиксации.
Сейчас в столице делается многое, чтобы избежать возможных проблемных ситуаций. За счет газонов и тротуаров организуются парковочные места. Однако эти парковки вряд ли могут обеспечить местами растущий автопарк столицы. Кроме того, стоит напомнить, что в Москве также огромный транзит. Машины с номерами других регионов составляют более трети транспортного потока столицы.
Какие меры можно предпринять в данном случае? По словам начальника столичного ГИБДД Александра Ильина, необходимо посчитать, каким транспортом передвигается большинство народа. А большинство народа передвигается на общественном транспорте. Значит, ему необходимо создавать преференции, чтобы он двигался без пробок и без задержек. Одна из главных помех транспорта - незаконные парковки. Нынешние штрафы не позволяют бороться с этими нарушениями. Возможно, новые помогут. Мало кто из автомобилистов отдает себе отчет в том, что припаркованная на пять минут машина нарушает график движения троллейбусов и трамваев минимум на полчаса.
По мнению Ильина, необходимо сначала создать парковки для тех, кто живет в центре. Определить их количество не так уж и сложно. Есть машины, которые зарегистрированы в центре, есть возможность провести ночную съемку со спутников и определиться, сколько машин "живет" в центре города. Это будет та цифра, которая позволит городу найти места для стоянки этих автомобилей. С теми, кто в центр приезжает, все сложнее. Но очевидно, что преимущества надо предоставить общественному транспорту, тогда автовладельцы сами на него пересядут и освободят центр города от пробок.
Для этого необходимо развивать перехватывающие парковки. Но эти парковки должны предоставлять сразу массу услуг: стоянку автомобиля почти на целый день, шаговую доступность общественного транспорта. Если от парковки автовладельцу придется идти километр до остановки троллейбуса или до станции метро, то она сразу теряет смысл своего существования. Огромное влияние окажет и стоимость такой парковки. Пока она бесплатна, ею будут пользоваться. Если стоимость пребывания на ней будет приближаться к штрафу за нарушение правил стоянки, никто на такую парковку не заедет.
Еще одна мера, которая должна подкинуть привлекательности общественному транспорту, - это выделенные полосы. По данным департамента транспорта, по полосе на Волоколамском шоссе по маршруту от станции метро "Тушинская" до МКАД (открылась в 2009-м) скорость движения автобусов увеличилась на 20 процентов (с 16,8 км/ч до 20,4 км/ч). На проспекте Андропова - от станции метро "Коломенская" до Каширского шоссе в область и в центр (открыта в 2010 году) - на 30 процентов (с 18,9 км/ч до 27 км/ч).
По прогнозам властей, скорость движения автобусов и троллейбусов по выделенке к 2016 году вырастет с 25 до 30 км/ч. При этом на обычных трассах скорость движения в часы пик составит 18 км/ч. Снижение средних по городу затрат времени пассажиров на дорогу в одну сторону сократится на 15 минут - до одного часа. По данным ГУП "Мосгортранс", в среднем автобусным транспортом в столице ежедневно перевозится более 2,8 млн человек.
Общая протяженность полос под автобусы уже в этом году составит более 116 километров. Всего к 2012 году в Москве будут функционировать 26 спецполос общей протяженностью 324,5 километра. Маршруты будут прокладываться на существующих магистралях за счет сужения проезжей части для автомобилей.
Одно из главных решений - удобство, доступность, как ценовая, так и территориальная общественного транспорта. По данным главного управления ОБДД МВД России, большинство автомобилей, которые передвигаются по улицам, везут только одного человека. Даже маршрутка в этом плане эффективнее. Она занимает точно такое же пространство, но при этом перевозит 12 пассажиров. Кстати, пока по полосам для общественного транспорта не имеют права ездить маршрутки и такси. Но этот пробел собираются устранить. И готовятся соответствующие документы.
Времени до начала жесткого штрафования осталось немного. Именно поэтому первый заместитель председателя правительства РФ Игорь Шувалов направил руководителям регионов поручение проанализировать результаты принятых мер по увеличению пропускной способности улиц и дорог, организации мест для парковки. Если принятых мер недостаточно, то требуется осуществить дополнительный комплекс мер, направленный на улучшение условий движения. О принятых мерах главы субъектов должны отчитаться до 1 декабря.
Виктор Нилов, начальник Главного управления обеспечения безопасности дорожного движения МВД России:
- Представьте себе обычный автобус. Он занимает места на дороге меньше, чем четыре автомобиля С-класса. При этом перевозит около 50 человек. Посчитайте, сколько потребуется легковых автомобилей, в которых в большинстве случаев едут только водители, чтобы перевезти такое количество народа. Сколько места на дороге они займут? Отсюда и пробки.
Сейчас жалуются, что по выделенным полосам проходит один - два автобуса-тролейбуса в час, везущих на борту пару-тройку старушек.Те, кто это заявляет, не учитывают, что в час-пик автобусы-троллейбусы создают пробки, имея на борту более 100 человек.
Ни одна новация не срабатывает сразу. Нельзя в один момент так изменить движение, чтобы сразу не стало пробок. Новая программа, по моему мнению, правильная. Только она в один день не реализуется.
Представьте себе рассказ человека: он оставил машину на перехватывающей стоянке, через пять минут сел в автобус, за пять минут доехал до нужной станции метро, через полчаса вышел на нужной остановке, пять минут ждал троллейбуса, за 10 минут добрался до нужной остановки и за пять минут дошел от остановки до работы. Итого - за час доехал до работы. А на машине потратил бы на этот маршрут два часа.
После такого люди начнут пересаживаться на общественный транспорт. Но сейчас такая инфраструктура только строится.