Проект закона "Об образовании" обсудили на парламентских слушаниях в Госдуме.
Надо сказать, это уже третья версия проекта, который в декабре 2010 года выставлялся даже на всеобщее обсуждение в Интернете. Но замечаний и предложений к проекту было высказано так много, а задевает при этом он почти каждого россиянина, что Комитет Госдумы по образованию решил пока не торопиться. И третья версия, судя по всему, тоже окончательной не станет.
В первых вариантах законопроекта больше всего споров было вокруг положений о том, что начальное профобразование исчезает как самостоятельная ступень, вузы делятся на институты и университеты, а льготы при поступлении заменяются бесплатными (за счет государства) курсами подготовки для будущих абитуриентов.
Григорий Балыхин, председатель Комитета Госдумы по образованию, начал с того, что перечислил уже внесенные поправки:
- В проекте учтено семейное и дистанционное образование, определено, что дошкольное образование будет самостоятельной ступенью. Правда, вопрос о его обязательности пока открыт. В проекте нет начального профобразования. Но я хочу подчеркнуть, что оно не исчезает, а становится ступенью среднего профобразования.
По мнению экспертов, новый закон "Об образовании" потребует принятия как минимум 100 других законов и разного рода документов. Часть этой работы уже сделана.
Например, закреплены права и возможности творческих учебных заведений, обещан равный доступ к госзаказу негосударственным и государственным образовательным учреждениям, прописан статус попечительских советов при вузах, на которые возлагаются большие надежды, закреплен статус студсоветов, как органов студенческого самоуправления, оговорены нюансы использования технических средств обучения. Часть этих важных положений имеет силу закона, другие уже обсуждает Госдума.
В проекте закона четко сказано, что для всех учебных заведений вводится нормативно-подушевое финансирование. Но сколько именно будет "стоить" ученик? Педагоги из Ямало-Ненецкого автономного округа, где лишь 135 школ, и почти все - малокомплектные, опасаются недофинансирования и предлагают четко прописать в законе, что считать малокомплектной школой.
С учетом того, что 40 процентов населения Ямала - кочевники, управление образования округа предлагает прописать в законе понятие "кочевое обучение" - когда учитель сам приезжает в чум или ярангу к ученику. Понятно, что и зарплата в этом случае у него должна быть выше, чем у других педагогов. Точнее, повышающий коэффициент, так как все школы переходят на новые системы оплаты труда и отказываются от привычных окладов.
Председатель комитета по образованию Рославльского района Смоленской области Сергей Филипченко не согласен с формулировкой из законопроекта - зарплата учителя должна быть не ниже средней по экономике:
- У нас в области средняя зарплата учителей выше, чем в среднем в экономике!
В такой же ситуации и Брянская область, так что материальные гарантии учителям должны быть прописаны как-то иначе. Причем приравнивать учительскую зарплату к заработку в промышленности тоже неразумно. В таких регионах, как Москва, учителя явно могут потерять в деньгах. Промышленности тут почти нет.
В Смоленской области много сельских школ. Детей приходится возить на учебу, и сегодня ответственность за это лежит на директорах школ.
- Вы не представляете себе, как трудно найти хорошего водителя и исправную технику, - пожаловался председатель комитета.
По его мнению, ответственность за доставку должна лежать не на директоре, а на учредителе. Обычно это муниципалитеты или региональные власти, и возможностей у них больше. Они же и обязаны поддерживать дополнительными выплатами молодых учителей, чтобы те не уезжали в город.
Еще участников слушаний волновало, как будут жить дома творчества, развивающие центры, кто должен платить за поддержание школьных сайтов и как защитить интересы училищ олимпийского резерва, которых в России, как известно, 49.
- Я тоже училась в училище олимпийского резерва, а до этого - в школе-интернате, и знаю, что проблем там много, - уточнила заместитель председателя Госдумы Светлана Журова.
Вузовскую общественность волнует, почему у федеральных университетов есть право предлагать собственные профстандарты высшего образования и нет права влиять на программы среднего профобразования? Ведь в состав многих университетов теперь входят и колледжи.
Член Комитета по образованию Олег Смолин, представляя альтернативный проект закона "Об образовании", с горечью констатировал:
- У нас 20 процентов старшеклассников не понимают прочитанное. И если в мире самые популярные запросы в поисковике: "клетка", "большой взрыв", "химия", "физика", то у нас "ЕГЭ" и "решебник по ЕГЭ".
Но дальше этого обсуждение ЕГЭ не пошло.