В этом году финиширует федеральная целевая программа "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2011 годы". О ее целях и итогах корреспондент "РГ" беседует с директором Департамента приоритетных направлений науки и технологий Минобрнауки России Валерием Качаком.
Валерий Владимирович, какова цель этой программы?
Она определена в Президентской инициативе "Стратегии развития наноиндустрии" и в программе "Развития наноиндустрии России до 2015 года": создание инфраструктуры национальной нанотехнологической сети для развития и реализации потенциала отечественной наноиндустрии.
О чем идет речь? Говоря попросту, требовалось прежде всего сформировать отвечающую требованиям времени и масштабности стоящих научных задач инфраструктуру науки, насытить наши институты и вузы самым современным оборудованием. Понятно, что его нельзя распылять по организациям по принципу "всем сестрам по серьгам", оно должно попасть в умелые и надежные руки.
Поэтому в 2006 году в Минобрнауки России был проведен ряд координационных совещаний с представителями заинтересованных министерств и ведомств, а также с участием авторитетных в сфере наноматериалов и нанотехнологий ученых. На совещаниях был осуществлен отбор, во-первых, участников непрограммной части Федеральной адресной инвестиционной программы (они были профинансированы в 2007 году) и, во-вторых, участников, которые были включены начиная с 2008 года в ФЦП "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2011 годы".
В итоге на сегодняшний день участниками национальной нанотехнологической сети являются 50 организаций из 22 городов России: десять головных институтов по разным научным направлениям и 40 вузов, среди которых такие лидеры нашего образования, как Московский государственный университет, Московский и Санкт-Петербургский физико-технические институты, национальные исследовательские университеты МИФИ и МИСиС, Новосибирский государственный университет и другие.
Как же функционирует национальная нанотехнологическая сеть?
Вначале скажу о научных организациях. Предположим, каким-то не входящим в сеть научным организациям, вузам, предприятиям требуется провести эксперимент на уникальном оборудовании, установленном в одном из головных институтов сети. Желающий подает заявку, ему сообщают, что он сам может в такое-то время провести такие исследования, пройдя небольшой ликбез, либо если это очень дорогая и сложная техника, требующая специальной подготовки, то необходимые исследования проведут сами сотрудники института. За деньги или нет? Это решается в каждом конкретном случае участниками такого договора.
По каким адресам обращаться по разным научным направлениям?
Исчерпывающую информацию о структуре, функциях и научной специализации участников национальной нанотехнологической сети можно найти на федеральном интернет-портале "Нанотехнологии и наноматериалы" по адресу www.portalnano.ru.
Если же говорить коротко, то в области наноэлектроники - это Научно-исследовательский институт физических проблем им. Ф.В. Лукина, наноинженерии - Московский государственный институт электронной техники, функциональных наноматериалов и высокочистых веществ - Институт металлургии и материаловедения им. А.А. Байкова РАН, функциональных наноматериалов для энергетики - ВНИИ неорганических материалов им. А.А. Бочвара и университет МИФИ, функциональных наноматериалов для космической техники - исследовательский центр им. М.В. Келдыша, нанобиотехнологий - НИЦ "Курчатовский институт", конструкционных наноматериалов - ЦНИИ конструкционных материалов "Прометей" и "Технологический институт сверхтвердых и новых углеродных материалов" (ТИСНУМ), композитных наноматериалов - "ВНИИ авиационных материалов", нанотехнологий для систем безопасности - "ЦНИИ химии и механики".
Что касается подготовки кадров для нанотехнологий, то в вузах, включенных в сеть, созданы научно-образовательные центры (НОЦ), на базе которых ведется подготовка студентов по различным направлениям развития нанотехнологий.
То есть сеть эта - своего рода сфера услуг?
В принципе, это верно. Но помимо научных и образовательных услуг, это еще информационное и метрологическое обеспечение, помощь в стандартизации, оценке и подтверждении соответствия, обеспечение безопасности создания и применения продукции.
Так, для обеспечения потребностей наноиндустрии в метрологии и стандартизации сформированы семь региональных и девять отраслевых специальных центров, разработаны методики, стандартные образцы продукции, которые уже прошли сертификацию в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт).
Важнейшее звено национальной нанотехнологической сети - информационное. Для этого создана система ГРИД-ННС, которая обладает большой вычислительной мощностью, так как объединяет компьютеры нескольких институтов и вузов, причем из различных городов. Система ГРИД-ННС предоставляет участникам сети большие возможности, как по решению самых сложных задач, так и по чисто информационным проблемам, в частности, резко расширяет число пользователей и объемы передаваемой информации, обеспечивает высокоскоростной доступ к базам данных по аналитическим, прогнозным, учебно-методическим и другим ресурсам.
Во что обошлось создание нанотехнологической сети и из каких источников осуществлялось финансирование?
Общий объем финансирования по программе составил 27,3 миллиарда рублей, из них 24,5 миллиарда выделило государство, около 2,8 миллиарда - частный бизнес. Большая часть средств пошла на приобретение современного оборудования. За три года создана инфраструктура, которая позволяет проводить в области нанотехнологий конкурентоспособные исследования, готовить специалистов для фундаментальной и прикладной науки, коммерциализации разработок и производства.
Кстати, о коммерциализации постоянно говорят многие руководители, особенно в связи с нанотехнологиями. Как-то эта сфера присутствует в программе, о которой вы рассказываете?
Нет, коммерциализация - это сфера ответственности ГК "РОСНАНОТЕХ" - сегодня ОАО "Роснано". А мы создали инструмент для того, чтобы наши ученые могли выполнять как можно больше интересных и конкурентоспособных проектов, а высшие учебные заведения готовили квалифицированных и востребованных в сфере наноиндустрии специалистов. Без этого не будет никакой коммерциализации.
Участники национальной нанотехнологической сети имеют какие-то льготы, привилегии?
В качестве привилегии участники сети имеют пока только приоритет доступа (в том числе безвозмездного) к научным, образовательным, информационным ресурсам. Но сейчас Минпромторгом России с участием заинтересованных ведомств рассматривается вопрос о предоставлении участникам национальной нанотехнологической сети ряда других льгот, в том числе налоговых.
Действие программы в этом году заканчивается. Можно ли уже прогнозировать ее итоги?
По результатам реализации Программы за прошлые годы можно прогнозировать, что все целевые индикаторы и показатели будут выполнены в полном объеме. Так, например, по итогам 2010 года: количество научных, инновационно-технологических, внедренческих и коммерческих организаций, имеющих доступ к различным составляющим инфраструктуры наноиндустрии, составило 1911 единиц, количество созданных новых рабочих мест для высококвалифицированных работников - 1531, удельная оснащенность (стоимость оборудования) одного сотрудника, занятого в исследованиях и разработках в рамках национальной нанотехнологической сети, - 751 тысяча рублей.
То есть получается, последняя страница программы перевернута и никаких проблем не осталось?
Среди возможных нерешенных проблем можно выделить то, что пока неясно, как будут в дальнейшем поддерживаться созданные в рамках программы структуры, скажем, те же образовательные центры или центры метрологии и стандартизации. Пока такие средства не предусмотрены, и возникает вопрос: кто и за какие деньги, например, в вузах будет обслуживать установленное там дорогое оборудование? Пока действовала программа, деньги выделялись, а что дальше? Если бюджетное финансирование прекратится, вузам придется платить из своего кошелька.
В этом году вопрос поддержки созданной инфраструктуры национальной нанотехнологической сети обсуждался на совещании ректоров вузов и руководителей научных образовательных центров в Санкт-Петербурге и на совещании под председательством заместителя министра образования и науки Сергея Николаевича Мазуренко.
По итогам этих совещаний в правительство РФ были направлены предложения о рассмотрении возможности поддержки дальнейшего развития ННС со стороны Фонда инфраструктурных и образовательных программ.
Качак Валерий Владимирович родился 26 августа 1948 года в г. Лисичанске Луганской области.
С 1967 по 1969 г. служил в рядах Советской Армии.
Окончил Московский горный институт (1975 г.).
В 1975-1987 гг. - аспирант, младший научный сотрудник, старший научный сотрудник, старший преподаватель Московского горного института.
1987-1992 гг. - эксперт министерства высшего и среднего специального образования СССР; старший эксперт, ведущий специалист Государственного комитета СССР по народному образованию.
В 1992-2004 гг. работал заместителем начальника отдела, начальником отдела, заместителем начальника управления Комитета по высшей школе Миннауки России, заместителем начальника управления Госкомвуза России, заместителем начальника управления Министерства образования и науки Российской Федерации.
2004-2010 гг. - заместитель начальника управления программ и проектов Федерального агентства по науке и инновациям.
В июне 2010 года возглавил Департамент приоритетных направлений науки и технологий Министерства образования и науки Российской Федерации.
Кандидат технических наук, доктор экономических наук, профессор.
Лауреат премий правительства Российской Федерации в области науки и техники и в области образования.
Женат, имеет двух сыновей.
Дмитрий Медведев, президент РФ:
- Сегодня мы основное внимание уделяем развитию национальной нанотехнологической сети. С ее помощью можно решать комплексные задачи - от обеспечения разработок современным оборудованием до подготовки профессиональных кадров.
Тем временем
Общая оценка вклада ФЦП "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2011 годы" в экономическое развитие Российской Федерации заключается в обеспечении эффективного использования бюджетных средств, выделяемых на развитие наноиндустрии, и в решении поставленной президентом РФ задачи по созданию Российской корпорации нанотехнологий, в управление которой с 2007 года передаются бюджетные ассигнования в объеме 130 млрд руб. Ожидается, что к 2015 году объем продажи российской продукции наноиндустрии составит 250-300 млрд руб., объем платежей от экспорта продукции наноиндустрии - 70-75 млрд руб.
Проект Грид-ННС выполняется в рамках федеральной целевой программы "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2011 годы". Сервисы Грид-ННС позволяют распределять вычислительные задания по ресурсным центрам национальной нанотехнологической сети и обрабатывать их там, возвращать результаты пользователю, контролировать права пользователей на доступ к тем или иным ресурсам, осуществлять мониторинг ресурсов, и также предоставляют ряд других услуг. Ресурсные центры ННС включают вычислительные узлы, узлы хранения и передачи данных, собственно данные, а также прикладное программное обеспечение