Отличительной чертой современной мировой экономики становится исключительно важная роль в ней инноваций. Последние представляют собой создание нового знания либо ранее неизвестной комбинации уже существующих знаний, воплощенных в новых продуктах или технологиях. По оценкам экспертов, реализуемая на мировых рынках наукоемкая продукция основана в целом на применении 50-55 макротехнологий, среди которых важное место занимают нанотехнологии. Доля США на этих рынках составляет около 40%, Японии - 16%, стран ЕС - 14%, а России - менее 1%. Причина cтоль скромного вклада нашей страны в мировой объем нанопродукции - отсутствие в России четкого механизма коммерциализации изобретений и инфраструктуры, способствующей внедрению в экономику инноваций.
Одна из приоритетных задач "Стратегии развития России до 2020 г." - развитие экономики инновационного типа и увеличение доли России на мировом высокотехнологичном рынке, в том числе за счет отечественных достижений в области нанотехнологий, до 2-3% к 2020 г. Для этого в стране должна быть создана система, охватывающая все стороны инновационной деятельности, включая совершенствование правовой охраны наноразработок.
Так, федеральная целевая программа Минобрнауки России по развитию нанотехнологий изначально задумывалась как инструмент инфраструктурной поддержки развития отечественных нанотехнологий со стороны государства. Были выбраны направления, по которым такая инфраструктурная поддержка является приоритетной и должна дать наиболее быструю отдачу: это и создание ННС, в которую входят научно-образовательные центры (НОЦ), и формирование информационной инфраструктуры, и развитие инфраструктуры, связанной с правовой охраной результатов деятельности в области нанотехнологий. В связи с этим следует решить ряд практических вопросов правовой защиты интеллектуальной собственности в этой новой сфере. Безусловно, передовые страны в области нанотехнологий опережают Россию в вышеуказанных вопросах.
Существовавшие в России до последнего времени несоответствия норм национального законодательства нормам Соглашения ТРИПС теперь во многом устранены. В результате длительной кропотливой работы подготовлена и введена в действие четвертая часть Гражданского кодекса РФ, положения которой обеспечивают сближение с нормами Соглашения ТРИПС: "Нанотехнологии представляют собой сферу знания, связанную с материалами и системами, структуры и отдельные компоненты которых являются феноменальными явлениями и процессами, обладают абсолютно новыми или существенно улучшенными свойствами, что обусловлено их нанотехнологическими размерами. Специфичная черта нанотехнологий - их междисциплинарный, комплексный характер, т.е. возможность использования одного и того же изобретения во многих областях: химии, биологии, электронике, медицине, сельском хозяйстве, промышленности, экологии".
"Состав охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и средства их правовой охраны претерпели значительные изменения в течение последних 20 лет и продолжают изменяться, - говорит замдиректора "Нанопрома" Сергей Бурьянов. - Совокупность объектов защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности расширилась в том смысле, что, во-первых, патентоспособными стали новые отрасли знания (например, программное обеспечение, генная инженерия, фундаментальная наука, прежде всего связанная с математикой и биологией, бизнес-методы); во-вторых, были расширены права патентообладателей; в-третьих, в ряде стран были ослаблены требования к получению патентов. Вопросы защиты интеллектуальной деятельности приобрели глобальный характер, о чем свидетельствует гармонизация законодательства об интеллектуальной собственности в странах ЕС, включение прав ИС в компетенцию ВТО в 1994 г. посредством принятия соглашения по ТРИПС. В результате фирмы стали получать больше доходов от торговли лицензиями, чаще продлевать патенты, уделять больше внимания судебной защите своих прав".
Однако количественный рост коммерческих операций фирм по реализации прав на разработки в отраслях "новой экономики" сдерживается из-за несоответствия существующей системы защиты данных прав специфике объектов охраны и условиям ведения бизнеса в высокотехнологичных отраслях. Одна из самых серьезных проблем связана с междисциплинарным характером знаний в области нанотехнологий.
"Это означает, что эксперт в области нанотехнологий должен иметь разностороннюю подготовку, иначе выданный патент не будет обеспечивать защиту, адекватную масштабам объекта патентования, - считает аналитик Высшей школы экономики Дмитрий Никольский. - В патентных ведомствах США и ЕС ощущается недостаток таких специалистов. В ряде случаев патенты не выдаются ввиду возникновения значительных трудностей с экспертизой заявок на изобретения в области нанотехнологий. В других случаях пределы предоставляемой защиты прав неадекватны объекту охраны. Последнее может дать патентообладателю возможность контроля над определенной областью в сфере нанотехнологий и серьезно затормозить распространение и применение нового знания, а соответственно - развитие отрасли в целом".
Решить данную проблему на основе ускоренной подготовки специалистов-патентоведов в данной области вряд ли возможно, считают эксперты. Вместе с тем в бюджетах экономически развитых стран предусмотрен рост расходов на исследования в сфере нанотехнологий, включая подготовку таких специалистов.
Кроме того, в патентных ведомствах этих стран планируется создание "групп специалистов" в разных областях знания, которые должны определять вероятные сферы применения заявленных разработок и, соответственно, перечень специалистов, через которых должны проходить экспертизу заявки на изобретения.
"При патентовании разработок в сфере нанотехнологий не всегда возможно достоверно сказать, соответствуют ли они "критерию новизны", - считает Сергей Бурьянов. - Здесь две причины: во-первых, нанотехнологии представляют собой новую область знания, во-вторых, ввиду междисциплинарности нанотехнологическая патентная база разбросана по разным областям знания. Разумный выход видится в создании единой патентной базы данных в сфере нанотехнологий. Отсутствие централизованной базы данных вкупе с недостаточностью имеющихся знаний о нанотехнологиях затрудняет верификацию изобретательского уровня. Нанотехнологии должны пройти определенный путь в своем развитии, прежде чем специалисты будут способны достоверно судить о том, очевидно ли для специалиста примененное изобретателем решение. Поскольку нанотехнологии - развивающаяся область, то точное определение границ применимости изобретения представляет собой нетривиальную задачу".