Банкиры предложили жестче регулировать системообразующие кредитные учреждения

Ассоциация региональных банков России (АРБР) подняла вопрос о введении дифференцированного надзора в банковской системе. Банкиры предложили ввести более жесткие требования к деятельности крупных банков и более мягкое регулирование для малых и средних кредитных учреждений.

Именно крупные банки сегодня являются слабым звеном и способны спровоцировать очередной кризис в российской банковской системе. По данным аналитиков, норматив достаточности в первой тридцатке у половины кредитных организаций находится на уровне 11-12%, то есть банки находятся на пределе. "Сегодня одна из ключевых проблем на рынке - это крупные банки. Они не являются более прозрачными и менее рискованными, чем средние и малые банки, в том числе по показателю уровня эффективности и концентрации кредитных рисков крупные банки зачастую очень сильно опережают и второй, и третий эшелон, - утверждает заместитель генерального директора "Эксперт РА" Павел Самиев. - При этом крупные и государственные банки все больше доминируют на рынке, прослойка региональных банков размывается. Проблема еще и в том, что существует в явном виде обещание государства в любом случае поддержать крупное кредитное учреждение. В результате сейчас крупные банки становятся более опасными для рынка в целом и несут в себе более существенный риск".

По мнению участников рынка, ужесточение требований к крупным банкам ни к чему не приведет, поскольку проблема в другом - несоблюдении системозначимыми кредитными учреждениями существующих правил. Их хотя бы надо заставить соблюдать то, что есть. "Регулирование и надзор для госбанков у нас отличается от надзора за частным сектором, - подтверждает глава АРБР Анатолий Аксаков. - Что касается крупных кредитных рисков, очевидно, что те полномочия, которые есть у ЦБ, недостаточны для того, чтобы отследить движения средств в кредитных организациях, финансирование тех или иных проектов".

Упоминание о санкциях вообще отсутствует в законе о ЦБ. "Есть понятие регулирования, есть понятие надзора, а далее... ничего нет. Санкции являются наиболее слабым звеном в управлении банковским сектором со стороны ЦБ. Какой толк в дифференцированном регулировании и надзоре, если Центробанк не может принудить отдельных игроков к исполнению правил, - считает начальник аналитического управления БКФ-банка Максим Осадчий. - Существуют неприкасаемые банки, которые уходят от полноценного надзора, поскольку к ним санкции неприменимы. В первую очередь это системно значимые банки. Представим, что Сбербанк неоднократно нарушил обязательные нормативы, представим себе такую мифическую ситуацию. Отберут ли у него лицензию? Нет. Если есть игроки, которые не подчиняются закону, то какой смысл в законах, они дискредитируются и для прочих. На другом полюсе находятся малые банки, которые как раз и становятся жертвой существующей системы дифференцированных санкций".

По мнению эксперта, на данном этапе устанавливать дифференцированное регулирование для системно значимых банков абсолютно бессмысленно. "Они безнаказанно нарушали, нарушают и будут нарушать правила, - считает Максим Осадчий. - Что делать в этой ситуации? Повышать прозрачность рынка. Если игрок открыто нарушает правила, даже неприкасаемый, то его накажет не регулятор, который не в состоянии это сделать, а его накажет рынок. Логично также для слишком больших банков вводить стимулы для сокращения их доли на рынке, например, с помощью увеличения нормативов. Банки не должны быть слишком большие для того, чтобы разориться".

С ним согласен Михаил Матовников, директор "Интерфакс-ЦЭА": "Мы говорим: давайте введем повышенный норматив достаточности капитала для крупных банков, потому что они более рискованные и опасны. Я считаю, что это попытка сделать евроремонт в избе. Надо, чтобы уже существующие нормы на самом деле применялись ко всем. Я считаю, что самая главная мера по отношению к крупным банкам должна быть повышенное требование к прозрачности, для того чтобы рынок сам мог судить о степени надежности того или иного кредитного учреждения".

Эксперты предлагают увеличить объем публичной отчетности для системообразующих банков, и сделать ее обязательной. И эти предложения АРБР направил в ЦБ.

Свое отношение к ним представители ЦБ уже высказали. "Наш департамент поддержит подходы к повышению транспарентности, потому что они разумны, - сообщил заместитель директора департамента финансовой стабильности Банка России Сергей Моисеев. - Существуют препятствия на этом пути. Федеральный закон требует две формы публикации в квартальном режиме. Если нужно больше информации, необходимы поправки в закон, который введет обязательные формы для публикации. Потому что они сейчас добровольные и банки ничего не нарушают". Он высказался и по поводу повышения нормативов для крупных банков. По словам Сергея Моисеева, сейчас основная проблема, которую видит ЦБ, - это фальсификация отчетности. Поэтому, по его мнению, реальное решение - это не нормативы, а ужесточение наказания за фальсификацию, в том числе имущественная и уголовная ответственность собственников и топ-менеджеров банка.

В отношении смягчения требований к малым банкам представитель ЦБ заявил, что надо понять, что конкретно, какой режим для них необходим. "Потому что по достаточности капитала они впереди планеты всей, там и 30%, и 80%. Они также многократно перекрывают и норматив ликвидности. Поэтому, собственно, какие им нужны дифференцированные поблажки, совершенно непонятно. У них и так пруденциальный запас многократный", - утверждает Сергей Моисеев.