У Попкова счастливая судьба "миллионера из трущоб". Родился в Южно-Сахалинске. Семья переехала в Москву, когда Альберту было девять лет. "Жили мы небогато, - говорит Попков. - Чтобы прокормить семью, мама работала в двух местах. Сам я начал трудиться в четырнадцать лет, устроившись на карандашную фабрику сушильщиком карандашной дощечки. Из общеобразовательной школы ушел в десятом классе, за полгода до выпускных экзаменов, когда стало ясно, что до них меня не допустят".
В шестнадцать лет Попков стал программистом. Разрабатывал программное обеспечение для русских игровых компьютеров "Корвет", "Сура", "Вектор". Почти семь лет проработал в НИИ счетного машиностроения, пройдя путь от младшего научного сотрудника до ведущего инженера. В начале 90-х ушел из программирования (не давало оно тогда средств к существованию), несколько лет был снабженцем, торговал на рынке в "Лужниках". Позже занялся веб-программированием для американских заказчиков.
В 2000 году Попкова пригласили работать в Лондон. Там он прожил шесть лет. Участвовал в создании двух масштабных справочных систем Великобритании. Одновременно помогал рождению крупной социальной сети в Германии и Испании. В 2006-м в свободное время и на свои деньги создал сайт "Одноклассники.ру". Вероятный (хотя в ту пору еще не вполне очевидный) успех проекта заставил Попкова прервать успешную карьеру в Англии и вернуться в Москву, чтобы полностью заняться "Одноклассниками". Сегодня этот сайт насчитывает более 45 миллионов пользователей.
Уже более года Попков не участвует в управлении "Одноклассниками". Он создал новый сайт - "Сравни.ру". Это сервис выбора банковских и страховых услуг. С его помощью можно сравнить многочисленные предложения банков, страховых компаний - по стоимости, условиям, качеству обслуживания - и выбрать лучший продукт.
"У нас независимый ресурс"
- Покинув "Одноклассников" на пике их популярности, вы взялись за новый проект - "Сравни.ру". Какое время должно пройти, чтобы стало ясно, успешный это проект или нет?
- Сайт "Сравни.ру" достаточно специфичен. В нем только финансовая и страховая тематика. Чтобы сделать такой проект, надо хорошо разбираться в предмете. Считаю, что с этой задачей мы справляемся. Но чтобы проект состоялся всесторонне - и как коммерческий бренд, и как полноценный член интернет-комьюнити, - для этого нам еще работать и работать.
- Сколько страховых компаний вы предлагаете сравнить?
- Начинали с двух-трех, а теперь предлагаем выбирать из тридцати. И это только в Москве.
- А банков сколько у вас на выбор?
- Около четырехсот. Сперва мне казалось, что "Сравни.ру" сделать проще, чем "Одноклассники". Но вскоре я понял, что не разбираюсь ни в финансовом, ни в страховом бизнесе, и что надо потратить время, чтобы в этом разобраться. Надо знать, как работает рынок, кто его основные участники, как на нем происходит ценообразование, почему, например, страховые тарифы складываются так, а не иначе, и где человеку можно помочь сэкономить. Полтора года у нас ушло на это. Одновременно мы пытались сравнивать пакеты туристических компаний, тарифы сотовых операторов, цены на авиа- и железнодорожные билеты. Но поняли, что малыми силами тут ничего не получится. В итоге решили сосредоточиться на банковской и страховой тематике.
- Сколько человек работают над проектом?
- В офисе - тридцать. Плюс два десятка человек, которым в силу разных причин удобнее работать дома. Большинство этих людей раньше работали в банках и страховых компаниях.
- Как вам удается добиваться от банков достоверной информации? Каждый банк ведь старается выставить себя в выгодном свете.
- У нас независимый ресурс. Это значит, что мы самостоятельно собираем информацию и делаем ее легкодоступной. Закон обязывает банки максимально полно раскрывать условия потребителям, хотя, как известно, они любят писать самое важное самым мелким текстом. Но не у нас. Конечно, случаются и ошибки. Но есть процедура контроля, когда периодически мы сверяемся с теми данными, которыми располагают наши конкуренты. Бывает, у себя мы что-то уточняем или исправляем. В итоге мы приходим к тому, что большинство банков сами становятся заинтересованными в предоставлении достоверной информации. Им нет никакого резона обманывать своих будущих клиентов.
- Вы сами определяете, какие банки будут представлены на сайте "Сравни.ру" или вашим ресурсом может пользоваться любой банк?
- Мы заинтересованы в том, чтобы предоставить наилучший сервис потребителю. Поэтому составляем рейтинг банков - на основе отчетности, которую эти банки представляют в ЦБ.
- Как в содержании вашего сайта отделить информацию от рекламы?
- Мы зарабатываем на рекламе и не делаем из этого никакого секрета. Но наша реклама достаточно специфична. Мы продаем не абстрактную информацию. Для нас важно, чтобы человек, зайдя на сайт "Сравни.ру", увидел рекламу того или иного продукта, после чего перешел непосредственно на сайт банка или страховой компании и этот продукт заказал. Реклама же заключается в том, что определенные продукты можно "подавать" заметнее, выразительнее, чем другие. Все рекламные позиции четко обозначены на сайте, они хорошо видны, выделены более ярким цветом и более броской графикой. Есть, кстати, закономерность: те банки, которые ведут активную рекламную кампанию, предлагают лучший продукт. Соответственно, эти банки представлены и у нас на сайте.
- Существует англоязычный аналог вашего сайта?
- Конечно. Подобные сайты есть в Америке, странах Европы. Мне более близок британский рынок, я ведь то того, как создать "Одноклассников", шесть лет в Англии прожил. Я слежу за успешными и популярными проектами, осуществленными там, и они во многом служат мне источником вдохновения.
"Я нашел в "Одноклассниках" много знакомых"
- Выйдя из проекта "Одноклассники", вы по-прежнему остаетесь его акционером?
- Нет, я уже не являюсь акционером.
- Вы член совета директоров?
- Тоже нет.
- Какова сейчас ваша вовлеченность в этот проект и степень влияния на его судьбу?
- Полагаю, что минимальная. Я просто слежу за "Одноклассниками". Иногда сотрудники этого сайта со мной советуются. Но сколь-нибудь активного участия в его развитии я не принимаю.
- Вам нравится сайт?
- Я очень положительно его оцениваю. Это как любимый ребенок. Ты его создал, вырастил, он стал взрослым, чего-то достиг - и ушел в самостоятельное плавание. Я радуюсь тому, что миллионы людей продолжают пользоваться сайтом. Он не менее популярен, чем был два года назад, когда я покинул проект.
- На какую аудиторию ориентированы "Одноклассники" сегодня?
- Сайт изначально предназначался для людей, которые успели окончить школу, кто-то - высшее учебное заведение, кто-то среднее. И вот жизнь раскидала всех. Но можно разыскать старых друзей, перекинуться с ними на сайте парой слов, показать свои новые фотографии... Для этого и нужны социальные сети.
- Вы кого-нибудь нашли в "Одноклассниках"?
- Достаточно много знакомых нашел. Я увлекаюсь футболом. Можно сказать, фанат. И вот смешная история. Я выложил фотографию 86-го года, на ней мне 14 лет. Запечатлен в компании болельщиков на харьковском стадионе. И вот три года назад наша сборная играет с Голландией, известная победа на чемпионате Европы, и ко мне на трибуне подходит парень и говорит: "У тебя в "Одноклассниках" фотография выложена, в центре этой фотографии я". Я бы его на улице никогда не узнал. Не видели друг друга лет десять. Когда тинейджерами были, мы по разным городам покатались, футбол посмотрели. Потом жизнь раскидала.
- Поисковая составляющая "Одноклассников" с каких-то пор отошла на второй план?
- Да, сайт стал просто местом общения. То есть люди продолжают искать друг друга, но ищут не тех, с кем были знакомы когда-то, а тех, с кем знакомы сейчас или с кем хотели бы познакомиться.
- Бытует мнение, что у "Одноклассников" очень неудобный интерфейс. Вас самого он устраивает?
- Я считаю, он достаточно хорош. По крайней мере сейчас он лучше, чем раньше был. Я смотрю с точки зрения конкуренции. Где-то по интерфейсу "Одноклассники" уступают своим конкурентам, где-то превосходят их. Как бы то ни было, сайт вполне удобен. Любой человек, будь ему семь лет или далеко за семьдесят, независимо от своего знания компьютера, может за полчаса научиться им пользоваться.
- У вас есть в "Одноклассниках" страничка?
- Есть. Очень многие заходят, пишут. В основном - про различные проблемы, связанные с сайтом. У кого-то что-то не работает, кому-то фотографию заблокировали... Тут я, к сожалению, помочь не могу, нужно обращаться в службу поддержки, там есть люди, которые этим специально занимаются.
"Оценка фотографий - это возможность что-то сказать, ничего не сказав"
- Как вы относитесь к размещению в открытом доступе сведений о себе и фотографий частной жизни?
- В устах основателя "Одноклассников" прозвучит неожиданно, но отношусь негативно. Человек должен отдавать себе трезвый отчет: вещи, которые сегодня могут показаться ему смешными, прикольными, лет через двадцать едва ли будут предметом его гордости. Говорят, что социальные сети - "ярмарка тщеславия". Возможно. Но, по-моему, это хорошо. Если человек хочет выглядеть лучше, желает показать, как он отдыхает, ну там море, солнце, пальмы, красивые машины - да пожалуйста! А негатив, оскорбления, злоба - никому это не надо.
- В "Одноклассниках", помимо порнографии, запрещено выкладывать фотографии детей без родителей, животных, посторонних предметов. Почему?
- В альбомах с личными фотографиями это действительно запрещено, но в остальных альбомах - пожалуйста. До появления "Одноклассников" подобных массовых проектов в России не было. Возьмите, к примеру, ЖЖ. Там аватарки, ники, не поймешь кто есть кто, многое анонимно. А "Одноклассники" создавались как сайт, где реальные люди общаются с реальными людьми. Поэтому был сделан акцент на личные фотографии, и это сыграло в проекте ключевую роль. Заходишь на сайт - и у тебя в друзьях не набор картинок под сумасшедшими никами, как в ЖЖ, а человеческие лица под собственными именами. И если человек живет не сетевой потусторонней жизнью, а просто использует сеть как средство общения, то для него такой порядок вполне хорош. Хотя кого-то публикация сведений о себе, наоборот, отпугивает. Есть люди, которым их государственный статус не позволяет много рассказывать о себе. Есть люди, которые что-то делают в шутку. Или вот еще распространенная проблема: некоторые девушки хотят выглядеть покрасивее, и модераторы их путают с фотографиями хорошеньких актрис, фотомоделей. Такие фотографии блокируются. Существуют определенные правила, за выполнением которых следят сами пользователи.
- А для чего создавалась пятибалльная система оценки фотографий, да еще с платной опцией - пятеркой с плюсом?
- Оценка фотографий - это возможность что-то сказать, ничего не сказав. Вот зашел молодой человек, ему понравилась фотография какой-то девушки. Что он может ей написать? Привет, как дела? А так - поставил пятерку, пошел дальше. Хорошая штука. Помогает людям знакомиться.
- Почему пятерка с плюсом - платная опция?
- Потому что проект коммерческий. Это значит, что у него нет каких-то скрытых доходов, а есть акционеры, которые вкладывают деньги, чтобы заработать. Проект прибыльный. Но для того, чтобы он был прибыльным, у него есть коммерческие функции, в том числе пятерка с плюсом. Это одна из наиболее успешных коммерческих функций. Хотя никто не заставляет ею пользоваться.
"Есть процедура присвоения звезд"
- На сайте, кроме реальных людей, встречаются и самозванцы. Они регистрируются под именами известных персонажей, как правило, из мира шоу-бизнеса, и выдают себя за них. Как сотрудники "Одноклассников" разбираются, где настоящая Ксения Собчак, а где поддельная?
- Есть процедура присвоения звезд. Она достаточно популярна. Не хочу никого обижать, но есть звезды, скажем так, не первой, а третьей, четвертой, пятой величины. И вот они каждый день пишут: дайте звезду. Кто-то считает, что если его три раза показали по телевизору, то он уже звезда. Все эти псевдознаменитости типа обитателей всевозможных реалити-шоу меня просто достали.
- Что это значит - присвоить кому-то звезду?
- Есть, предположим, известный актер, спортсмен, музыкант, ученый. Чтобы присвоить ему звезду, он должен отвечать двум критериям - быть достаточно известным в своей нише и иметь некое количество почитателей. Естественно, у классического музыканта будет меньше поклонников, чем у поп-звезды. В какой-то момент сам человек или его продюсер обращается в службу поддержки. Происходит процедура проверки подлинности, какая именно, я говорить не буду, но сотрудники сайта должны убедиться, что претендент на звезду действительно известный человек, а не самозванец.
- Но здесь же все относительно. Для кого-то известный, а для кого-то не очень.
- Процедура присвоения звезды имеет, конечно, свои недостатки. Всегда найдутся завистливые люди, которые скажут: "Для вас NN - известный человек, а для меня он никто и звать его никак". Допустим, есть футболист, которого знают все болельщики. Но человек, далекий от футбола, может сказать: "Да кто ты такой? Я тебя по телевизору-то ни разу не видел". А я, наоборот, редко смотрю телевизор и для меня большинство имен поп-звезд - пустой звук. Нередко по этому поводу пишут всякие гадости, и тут никакой защиты нет. К тому же многие заметные персоны для получения звезды мобилизуют своих поклонников, среди которых попадаются и неадекватные люди. Случаются разные истории. Самая показательная была с Филиппом Киркоровым. Продюсер завела ему звездную анкету, а у него уже была своя...
- Что это значит - звездная анкета?
- На ней стоит отметка, что "Одноклассники" гарантируют подлинность. Так вот, у Киркорова уже была своя анкета и вдруг появляется еще одна. На сайте вообще сто пятьдесят "Филиппов Киркоровых". Но поклонников ведь не обманешь, они безошибочно вычисляют фальшивку. Сотрудники сайта говорили Киркорову: "Давайте мы вам звезду на анкету поставим". А он: "Не вам решать, звезда я или нет. Я и так знаю, что я звезда, и никакие ваши доказательства мне не нужны".
"Семьи разрушаются не сайтами, а самими людьми"
- А как появляются душераздирающие истории о разрушенных семьях по причине того, что муж или жена нашли на "Одноклассниках" свою школьную любовь и вернулись к ней?
- Это все реальная жизнь. И одна из ее особенностей состоит в том, что сегодня все происходит быстрее. Если полвека назад человек за год встречал столько-то старых друзей и заводил столько-то новых, то теперь благодаря мобильному телефону, Интернету, он встречает в десять раз больше. И не все оказываются к этому готовы. Создан миф, будто есть реальная жизнь, а есть виртуальная. Ничего подобного, жизнь - она одна. Но кто-то считает, что с появлением Интернета их стало две, и в виртуальной все происходит по каким-то другим законам - можно флиртовать рискованней, чем позволил бы себе в реальной жизни, можно зайти дальше, чем диктуют приличия... Семьи разрушаются не сайтами, а самими людьми. Хотя есть и немало счастливых историй.
"Мошенники действуют точечно"
- Социальная сеть очень привлекательна для злоумышленников. Как в "Одноклассниках" защищают пользователей от мошенничества?
- Есть спамеры. И борьба с ними - это просто борьба технологий. К счастью, примерно 99 процентов спама останавливается защитой, созданной программистами сайта. Но спамеры придумывают все новые способы использовать проект для рассылки массовых сообщений, а вы придумываете все новые способы защиты. С мошенниками сложнее. Потому что они, как правило, действуют точечно, и с ними надо держать ухо востро. Как на улице нельзя доверять незнакомым людям, так и тут. Все, кто занимается массовыми проектами, в том числе и сотрудники "Одноклассников", стараются предотвратить попытки мошенничества посредством Интернета и, если что, всегда откликаются на запросы органов правопорядка.
- Как вы относитесь к тому, что во многих учреждениях блокируют сайт "Одноклассники.ру", чтобы сотрудники не отвлекались от работы?
- Блокировать имеют право. Работодателю важно, чтобы его сотрудник, получая зарплату, вкладывал свой труд, а не занимался праздным времяпрепровождением. Впрочем, не все работодатели ставят своих сотрудников в жесткие рамки. У нас, например, демократичная компания, и мы считаем, что человеку на рабочем месте должно быть комфортно. Мы ничего не запрещаем. Хочешь зайти в социальные сети - пожалуйста. Но, естественно, мы следим, чтобы человек этим не злоупотреблял. В каждой компании свои правила. Где-то можно курить в офисе, а где-то нельзя. Где-то надо отпрашиваться, если собрался выйти на улицу, а где-то захотел - и пошел. То же самое и насчет пребывания в социальных сетях.
"Социальные сети - неотъемлемая часть живого общения"
- Как вы оцениваете перспективы социальных сетей? Не наступит ли пресыщение виртуальной коммуникацией? Что там ни говори, это ведь суррогат живого человеческого общения.
- Социальные сети, мне кажется, доказали, что они являются неотъемлемой частью живого общения. Это не эрзац, не суррогат. Это полноценное человеческое общение, только другая его сторона. Сейчас выходишь из дому, и если у тебя нет в кармане мобильного телефона, ты неуютно себя чувствуешь. Вошли в обиход и социальные сети. Я приехал на работу, часа два потрудился, у меня появились свободные 15-20 минут, я зашел на сайт, узнал, кто что делает, обсудил с кем-то новый фильм, посмотрел, у кого какие новые фотографии появились, с кем-то поругался, с кем-то познакомился... Социальные сети - это часть нашей нынешней повседневности. Какие-то проекты умрут, какие-то народятся, но сайты, подобные "Одноклассникам", будут активно развиваться и пользоваться популярностью.
Досье "РГ"
Проект "Одноклассники.ру" был запущен в марте 2006 г. Сначала существовал как хобби. К концу 2006 г. сайт насчитывал уже 1,5 млн пользователей. К июлю 2007 г. увеличил свою аудиторию в два раза. В августе 2008 г. был зарегистрирован 20-миллионный пользователь. В июле 2009 г. сайт занял пятое место по ежемесячному охвату аудитории российских интернет-пользователей в возрасте 14-55 лет. В 2010 г. на сайте было зарегистрировано более 45 млн пользователей. По данным TNS Web Index, 56 процентов аудитории "Одноклассников" составляют пользователи в возрасте от 25 до 44 лет. Доля руководителей и специалистов - 19 и 28 процентов соответственно.