Педагоги и врачи не попали в список специалистов, необходимых для модернизации России

Правительство утвердило документ, согласно которому около сотни профессий и специальностей начального и среднего профобразования признаны необходимыми для модернизации и технологического развития экономики.

Напомним, президентская Комиссия по модернизации определила пять приоритетных для развития России направлений: энергоэффективность, фармацевтика, ядерные, космические и компьютерные технологии. Скорее всего, именно ими можно объяснить выбор утвержденных профессий - в основном это технические специальности. Гуманитариев, педагогов или, к примеру, врачей в списке нет.

Так, модернизацией займутся, например, будущие монтажники и эксплуатационники летательных аппаратов, механики протезно-ортопедических изделий, сборщики трансформаторов. Отмечена важность таких специальностей, как "Авиационные приборы и комплексы", "Химическая технология неорганических веществ", "Информационные системы", и многих других.

Студенты, которые будут учиться в 2012 году на указанных в перечне специальностях, смогут претендовать на серьезную поддержку государства: для учащихся по приоритетным направлениям выделено 3000 президентских и 5000 правительственных стипендий. От президента можно получать от 7 до 14 тысяч рублей в месяц, от премьера - от 2 до 4 тысяч рублей.

Кстати, подобный список есть и по направлениям подготовки высшего профобразования. Для вузов приоритетными признаны, к примеру, такие направления, как "Холодильная, криогенная техника и системы жизнеобеспечения", "Баллистика и гидроаэродинамика", "Программная инженерия", "Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов" и другие.

мнение

Александр Адамский,

ректор Института образовательной политики "Эврика":

- Странно, что в список не попала профессия учителя. Предположить, что для модернизации не важен и не приоритетен педагог, для меня по крайней мере, невозможно. Такого просто не может быть. Учитель, по-моему, самая ключевая фигура в развитии экономики страны.

Чтобы пять приоритетных направлений, названных президентом, были реализованы, нужно "растить" специалистов не с вуза, и даже не со школы, а с детского сада. Основные так называемые надпрофессиональные умения и навыки, которые необходимы для модернизации, для того чтобы обновлялись технологии, производство было конкурентоспособным, формируются в детском саду и начальной школе. Это умение работать в команде, осваивать новые ситуации, воспринимать проблему и обдумывать ее. Если на дошкольном и школьном уровне этого не произойдет, то человек мало будет приспособлен к реальной жизни. Поэтому учитель - ключевая фигура, которая закладывает в ребенка необходимые для современного общества экономики компетенции.