Юлия Тимошенко не выйдет из тюрьмы в ближайшее время. Парламент Украины отказался "декриминализировать" статью, по которой она уже отбывает семилетний срок. До конца года в суд может быть передано и новое "старое" дело против экс-премьера, касающееся корпорации ЕЭСУ.
Похоже, с мыслью, что бывшей главе правительства придется оставаться в заключении, смирились даже ее ближайшие соратники - партийцы и депутаты. По крайней мере во время состоявшегося накануне второго слушанья закона о "гуманизации" уголовного законодательства боевая и задиристая когда-то фракция блока Юлии Тимошенко заняла позицию непротивления. Полторы сотни оппозиционеров подали больше двух сотен поправок к президентскому закону, и потом в течение пяти часов обреченно наблюдали, как большинство планомерно отказывается за них голосовать. В том числе и за две поправки, касающиеся статьи "превышение должностных полномочий", по которым Тимошенко была осуждена. Их попытка заблокировать трибуну выглядела уже совершенно обреченно.
Следует пояснить, что внесение изменений в уголовный кодекс на сегодняшний день - едва ли не единственный реальный шанс освободить Тимошенко. Но воспользоваться им оппозиционеры смогут только в следующем году. "Регламентом не предусмотрено рассмотрение аналогичных или сходных законопроектов дважды в течение одной сессии. Текущая сессия заканчивается в январе, а потом, после каникул - пожалуйста, депутаты могут вновь поставить вопрос "декриминализации", - пояснил "РГ" представитель президента Украины в парламенте, депутат от Партии регионов Юрий Мирошниченко. Впрочем, поправки можно внести и в новую редакцию всего уголовного кодекса, которая уже подготовлена, но еще не подана в парламент. Как пояснил Мирошниченко, сейчас этот документ изучается Венецианской комиссией, и только после получения выводов европейских юристов и последующей доработки поступит депутатам: "Я не могу назвать точную дату, когда рада приступит к уголовному кодексу. Это слишком важный документ, чтобы торопиться. Возможно, что тоже на следующей сессии".
Тем временем Государственная налоговая служба Украины, ранее возбудившая против Тимошенко четыре уголовных дела, и недавно объединившая их в одно, уже в следующем месяце планирует передать его в суд. Об этом заявил замначальника службы Анатолий Яковинец. По его словам, Тимошенко категорически отказалась сотрудничать со следствием, однако "есть достаточно материалов, которые свидетельствуют о личной вине Тимошенко". По этому делу ей инкриминируют незаконные схемы возмещения НДС, утаивание валютной выручки, уклонение от уплаты налогов. Всего, по версии следователей, Тимошенко с 1995 по 1997 год, возглавляя корпорацию "Единые энергетические системы Украины" (ЕЭСУ), "нагрешила" на 165 миллионов долларов и еще 47 миллионов гривен (около шести миллионов долларов).
Напомним, что "делами Тимошенко" сейчас загружены практически все следственные органы Украины: Служба безопасности расследует претензии Министерства обороны России к правительству Украины по долгам ЕЭСУ на сумму 405 миллионов долларов, а генеральная прокуратура исследует махинации с налогами, которые якобы практиковались в той же ЕЭСУ.
Одновременно с этим следователи и пенитенциарная система вместе противостоят адвокатам Тимошенко, бьющим в колокола и заявляющим, что здоровье Тимошенко стремительно ухудшается. Так, по словам основного ее защитника Сергея Власенко, экс-премьер уже не может самостоятельно встать с постели, у нее серьезные проблемы с позвоночником, но обследование не проводится, и потому конкретного диагноза нет. Более того, ее продолжают допрашивать. Эту информацию подтверждает и дочь Тимошенко Евгения.
С другой стороны, Государственная пенитенциарная служба Украины в своих пресс-релизах заявляет, что Тимошенко отказывается от сдачи крови, но, несмотря на это за ее здоровьем тщательно следят, и больной действительно прописан постельный режим. При этом, именитые украинские врачи, осматривавшие Тимошенко по просьбе администрации Лукьяновского СИЗО, и прописавшие ей покой, поясняют, что это - не признак резкого ухудшения здоровья, а напротив превентивная мера, и "Юлия Владимировна вполне может двигаться для обеспечения своих бытовых нужд".