Очередной выпуск программы "Наш город", вышедшей вчера в эфир на ТВЦ, невольно получился для Сергея Собянина своеобразным отчетом за период чуть больше года, прошедший с момента его назначения на пост мэра столицы. Разговор на сей раз шел не о планах и видении, как решать те или иные проблемы, которых у мегаполиса накопилось, а о том, что же реально сделано для их решения.
Именно об этом, не сговариваясь, задавали вопросы и ведущий передачи Антон Хреков, и журналисты, пишущие на московские темы, которые все это время работали рядом с руководителем города, а на сей раз выступали в роли экспертов, и общественники, знающие об этих проблемах лучше всех в городе. Прежде всего всех, конечно же, интересовала ситуация на столичных дорогах, которая по их общему мнению за этот год увы, не улучшилась. Собянин оправдываться не стал, лишь заметил, что транспортную проблему усугубляет то, что количество автомобилей в городе растет быстрее, чем строятся новые дороги. Только за последние два года в столичном регионе прибавилось 600 тысяч машин. К тому же за это же время в центре Москвы прибавилось 10 миллионов квадратных метров недвижимости - офисов, торговых центров и т.д, что притягивает к себе еще больше транспорта. И все-таки вопреки всему этому мэр уверен: "Эта проблема в городе решаема". Как? Собянин напомнил те главные четыре направления, которые и легли еще в начале года в основу программы транспортного развития города, разработанной правительством Москвы. Это приоритет общественного транспорта, наведение порядка в парковочном пространстве, реконструкция вылетных магистралей и создание поперечных связок между районами, а так же внедрение интеллектуальной транспортной системы.
Прежде всего город концентрирует усилия на развитии метро. Мэр подтвердил ранее обнародованные планы: до 2016 года должно быть построено 75 км новых линий метрополитена при том, что за последние 20 лет было построено всего 20 км. Благодаря этому из 22 процентов населения столицы, для которых сегодня метро недоступно, через пять лет таких останется меньше 13. а количество перегруженных линий сократится вчетверо - с 40 до 10 процентов. Откроется 35 новых станций, 20 из которых сейчас уже строятся. Уже в 2013 году жители Жулебино доедут до центра города за 50 минут или в два раза быстрее, чем сейчас. И на этом развитие подземки не остановится: за 10 лет она удлинится на 120 км.
Альтернативой метро через 4-5 лет станет Малое кольцо железной дороги, проектирование которой финансирует сейчас федеральный бюджет. Готовы вкладывать средства в его реконструкцию и сама столица, и железнодорожники. В ответ на вопрос, не застопорится ли вообще движение на вылетных магистралях, реконструкция которых сейчас разворачивается в городе, мэр успокоил: перед началом работ на сайтах департаментов и строительства, и транспорта, будут обязательно представлены схемы организации движения с указанием всех объездных путей. Относительно Варшавского и Каширского шоссе такие схемы появятся уже в ближайшие дни. И подобных подход станет правилом для всех 23 трасс без исключения, которые город намерен расширить за ближайшие пять лет.
Мэр сообщил, что 130 миллиардов рублей выделят в 2012 году на расширение " бутылочных горлышек" на границе Москвы и Подмосковья. Он пояснил, что эти средства решено направить, по его данным, из федерального бюджета на развитие Московского транспортного узла. Напомню, сейчас в Москве разворачивается серьезная работа по реконструкции всех 19 вылетных магистралей. Но своими дорогами, пусть и в меньшем объеме, столица занималась и прежде. Но ее усилия сводило на нет то, что за МКАД эти трассы вместо 5 и более полос в городе остаются трех, а то и меньше полосными. У Московской области заниматься ими не было ни сил, ни желания. После того, как правительство Москвы возглавил Сергей Собянин, между двумя регионами началось тесное сотрудничество. И теперь расширять вылетные магистрали за границей столицы они будут сообща, как и созданием перехватывающих парковок на территории Московской области, чтобы автомобилисты могли там и оставить большую часть машин. Сами же они смогут пересесть либо на метро, либо на экспресс- автобусы, которые сейчас активно запускает столица по всем трассам.
Отвечая на вопрос журналистов о том, какую пользу принесли столице спецполосы для общественного транспорта, мэр рассказал, что скорость движения на выделенках выросла на 20 процентов. А на Боровском и Ярославском шоссем по его данным транспорт начал двигаться вдвое быстрее. Скорость будет нарастать и дальше, особенно когда вступит в силу статья Административного кодекса об увеличении штррафов за заезд на выделенку с 300 рублей до 3 тысяч.
Корреспондент "РГ" поинтересовался, почему сейчас ничего не слышно об очищении МКАД от незаконных торговых объектов, которым мэр начинал так активно заниматься в начале своей деятельности. Собянин заверил, что эта работа продолжается. Закрыт рынок "Эмерал", на месте которого появится современный торговый центр. А другой рынок "Южные ворота" - подвергнется реконструкции. Идет работа и с остальными рынками. Но главное, достигнута договоренность о строительстве въездов и выездов во все торговые центры и собственники готовы принять в этой работе активное участие. Серьезной реконструкции в течение 3-4 лет подвергнется и вся окружная магистраль.
На волнующий во все времена москвичей вопрос: будет ли введен в центр Москвы платный проезд, мэр решительно ответил: "Нет". И пояснил, что с одной стороны не считает это решением проблемы, а с другой, не считает возможной дискриниминацию москвичей, ограничивая им доступ в какие-то части города.
Перейдя на тему градостроительства, Собянин развеял слухи о том, что в процессе сноса пятиэтажек москвичей могут начать ссылать в новостройки на границе с Калужской областью. "Как и положено по закону, все жители этих домов получат новое жилье в своем районе", - заверил он.
Подробно он ответил и на все вопросы, касающиеся развития образования и здравоохранения, социальной защиты и борьбы с рекламой. Так, по словам Собянина, в 2012 году в столице откроется 46 диагностических центров. Об этом мэр сообщил, отвечая на вопрос корреспондента "РГ", когда же у москвичей появится возможность заниматься здоровьем, когда еще здоровы, а не когда уже больны. Причем первые такие центры открылись уже в этом году. Существенно улучшилась материально- техническая база и в целом столичного здравоохранения, на модернизацию которого на два года выделено 114 миллиардов рублей. 44 миллиарда из этой суммы в этом году планировалось потратить на закупку высокотехнологичного оборудования - томографов, лазеров и другой самой современной медицинской техники. Но благодаря эффективно проведенным конкурсам городским властям удалось не только приобрести 28 тысяч единиц оборудования, но и сэкономить более 5 миллиардов рублей. На эти деньги будет закуплена дополнительная техника для поликлиник и больниц города.
На прощание Антон Хреков поинтересовался, как самому мэру работается с москвичами, с какой стороны открылись они ему? Оказывается, больше всего мэр ценит в жителях столицы их высокий уровень образования и активную жизненную позицию. "Я допускаю, что чиновники к моему приезду на места могут готовиться, - признался Сергей Собянин. - Но даже подготовленные ими люди вежливо улыбаются и говорят, что у них все хорошо ровно две минуты. А уже на третьей выкладывают в лицо все то, что действительно волнует их и что они думают по этому поводу". Именно на эту активность и открытость москвичей рассчитывает он, заводя все новые и новые формы обратной связи с населением. Сначала появился портал "Наш город", вслед за ним - Центр общественного мнения. Мэр уверен: один он может что-то и не заметить, что -то не проконтролировать. Но если в контроль за решением жизненно важных вопросов включатся миллионы горожан, тогда уж точно - никакой отпиской чиновникам не отделаться. Придется засучивать рукава и браться за дело всерьез или освобождать место другим.