Число интернет-пользователей в России возрастет до 80 миллионов человек

В ближайшие два года число пользователей мобильного Интернета превысит количество тех, кто заходит в Cеть с персонального компьютера. А число интернет-пользователей вырастет до 80 млн с нынешних 60 млн. Такие цифры позволяют говорить о том, что интернет-рынок в России сформирован. А развиваться, по данным экспертов, он будет в основном за счет пользователей из небольших городов.

Сегодня для 24% россиян Интернет является основным источником информации, таковы данные Фонда "Общественное мнение" (ФОМ). Дневная аудитория Интернета среди россиян от 12 до 34 лет больше дневной аудитории телевидения. Молодежь от 12 до 24 лет проводит в Интернете 87 минут в сутки, люди в возрасте 25-44 года - около 80 минут, а возрастная группа 45-54 года примерно 50 минут в сутки. Однако именно аудитория старшего поколения растет наиболее интенсивно. По данным ФОМ, 60 млн человек в России пользуются Интернетом хотя бы раз в месяц, а 57 млн из них - еженедельно.

Охват Интернетом столь значительной аудитории россиян можно объяснить развитием Cети в регионах. В частности, этому поспособствовали программы доступности Интернета в школах и других учебных заведениях. По прогнозам, в следующем году проникновение Интернета среди населения в возрасте 25-34 года может достичь 97%.

Еще одна характерная тенденция 2011 года - 21 млн человек, т.е. почти треть от общего количества пользователей Интернета, выходят в Сеть с мобильных устройств. В следующем году эта тенденция только усилится.

По данным Роспечати, 70% пользователей Интернета занимаются поиском информации, 59% находятся в социальных сетях, а 53% читают новости.

Четверо из десяти пользователей проживают в малых городах и селах и представляют собой наиболее динамично развивающуюся часть аудитории. При этом основным средством доступа в Сеть являются беспроводные модемы и мобильные устройства.

Ежедневная аудитория Рунета - 43 млн обычных пользователей и 11 млн пользователей мобильного Интернета.

"Нас ждет еще более стремительный рост мобильного контента, чем был в этом году, - прогнозирует директор РАЭК Сергей Плуготаренко. - Мобильный контент начинает побеждать потребление контента с персональных компьютеров. За год в городах-миллионниках России количество пользователей мобильного Интернета удвоилось. Большой процент людей, просыпаясь, проверяет почту на мобильном устройстве прямо лежа в кровати, а, например, англичане гораздо быстрее смирятся с потерей своего бумажника, чем с потерей коммуникатора, в котором у них вся жизнь. Эти два фактора показывают, что за рынком потребления мобильного контента и сервисов будущее".

По мнению экспертов, существенным минусом, тормозящим развитие интернет-рынка, является низкая предпринимательская культура.

"Просмотрев за последний год больше 850 бизнес-моделей, мы согласились инвестировать и вести бизнес только с двумя компаниями, - сокрушается генеральный директор Fast Lane Ventures Марина Трещова. - В этих двух компаниях лидеры понимают, что значит представить бизнес-модель, что такое для инвестора бизнес-план, какая сумма требуется для развития компании и когда можно получить окупаемость. У нас достаточно образованная страна и много людей имеют высшее образование, но эти термины не знают очень многие. Инициативы государства в этом плане есть, но они недостаточны. Нужно улучшать образовательную базу и подключать к этому бизнес".

На финансовую поддержку государства могут рассчитывать только важные для общества сайты. По данным Роспечати, за год финансовые средства общим объемом 75 млн рублей получили около 50 социально значимых сайтов. Это сайты, направленные на развитие самого Интернета и повышение безопасности его использования, а также сайты, имеющие культурное и гуманитарное значение. Частные же инвесторы на российский интернет-рынок не спешат. А те, кто приходит на рынок с инвестициями, вкладывают деньги в основном в электронную коммерцию. "Конечно, инвесторы еще беспокоятся, насколько в России развита оплата электронными картами, но это не уменьшает привлекательности рынка, - считает Марина Трещова. - Инвестора больше останавливает отсутствие крупных логистических центров и компаний, которые могут доставлять товар. Но тем не менее в 2011 году в стартапы было привлечено не более 500 млн долларов российских и зарубежных инвестиций, не считая IPO Яндекса. Это очень мало. Даже если мы посмотрим на страны БРИКС и другие развивающиеся страны, то Россия на их фоне выглядит как пустое поле. Инвесторы придут на рынок, когда увидят, что государство поддерживает этот сектор. Так что государственных инициатив в этой сфере много не бывает".