Партии власти предстоит ребрендинг, а России нужен "новый Путин" - такие тезисы озвучили политологи на прошедшем вчера "круглом столе" в РИА Новости. Анализ результатов выборов в Государственную Думу незаметно перетек в обсуждение перспектив президентской кампании.
"Безусловно, эти выборы как в России, так и в Москве, усиливают легитимность политической системы, - убежден генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. - ЕР получила абсолютное большинство в Госдуме, и я не стал бы переоценивать стратегию или систему коалиций, о которой сейчас много говорится. В случае принятия федеральных конституционных законов партнером "Единой России", конечно, будет ЛДПР. Показательно, что и "эсеры", и ЛДПР уже заявили о готовности к коалициям, так что ЕР придется выбирать, с кем сотрудничать. Забавна роль СР, которая в ходе кампании выступала жестко против власти, консолидировала протестный электорат, а теперь готова презентовать себя на блюдечке "Единой России". Заявление Николая Левичева привело к потере лица".
Президент фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов в целом согласился с коллегой, оговорившись, что теперь политическая система страны встанет перед несколькими серьезными развилками: "Если говорить о прогнозе, есть три серьезные развилки: политическая - какие выводы будут сделаны из происшествия. В блоге писателя Минаева процитирован Владислав Сурков, который сказал, что итоги прогнозируемы. Но есть большой соблазн сказать: вот вы расслабились - и получили. Развилка вторая - экономическая. Какой курс теперь будет выбран - правый или левый. Понятно, что в условиях, когда ЕР имеет достаточную степень легитимности, окно для либеральных реформ существует. Левый курс последних четырех лет не повысил рейтинга власти. Третья развилка социальная - тенденция снижения рейтингов не преодолена. Владимир Путин потерял порядка 30% своих сторонников - удастся ли к выборам этот тренд изменить? Если будут конкуренты, а не спарринг-партнеры вроде Малышкина, вероятность второго тура существует".
Главный научный сотрудник ИМЭПИ РАН Александр Ципко оценил политические перспективы с другой позиции - по его мнению, у Госдумы слишком мало фактической власти, чтобы результаты выборов играли по-настоящему ключевую роль. "Дума не выбирает ни премьера, ни правительство, - напомнил политолог. - Эта схема была придумана, чтобы исключить возможность резкой смены власти, тогда это соответствовало задачам страны. Выборы доказали возможность относительно честных и свободных выборов. Админресурс использовался меньше, чем 4 года назад, но в рамках этой системы уникальные возможности для него остаются". Ципко убежден, что единственный пока кандидат в президенты от партий должен стать "новым Путиным": "Необходима программа модернизации политической системы, чтобы он мог расширить свое большинство, потому что если люди пойдут на выборы через пять лет в рамках этой же политической системы, будет очень плохо".
Политолог Сергей Марков напомнил коллегам, что автором термина "новый Путин" является именно он: "Я рад, что коллеги поддержали мою идею о необходимости нового Путина. Эти выборы, с моей точки зрения, показали, что население требует возвращения Путина дважды. Во-первых возвращения Путина на пост президента. Есть и второй запрос на уход Путина-Кутузова и возвращение Путина, энергично меняющего реальность, к стилю политического лидерства первого и отчасти второго срока. Запрос на возвращение Путина в двух ипостасях является главным результатом выборов".