Россия предлагает странам Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона новейшую военную технику. Ознакомиться с ее образцами можно на авиационном и военно-морском салоне LIMA-2011, который проходит на острове Лангкави в Малайзии
Военно-технический салон LIMA-2011 показал, что интерес к российскому вооружению и военной технике не ослаб.
По словам руководителя делегации "Рособоронэкспорта" Виктора Комардина, в странах Тихоокеанского региона и Юго-Восточной Азии востребованы практически все оружейные системы и боевые комплексы, предлагаемые на экспорт. Особенно это относится к реактивным системам залпового огня, комплексам ПВО, бронетехнике, стабилен интерес к вертолетам, военно-транспортным самолетам и истребителям.
Долгое время основу парка истребительной авиации Королевских ВВС Малайзии составляли МиГ-29. Сейчас принято решение заменить их более новыми машинами. В скором времени, как уже заявлено, должен начаться международный тендер на закупку восемнадцати истребителей. Среди претендентов западно- европейские: "Eurofighter Typhoon", "Grippen", "Rafale", американский F/A-18 "Super Hornet" и российский Су-30МКМ. Не исключено участие и РСК МиГ.
Не так давно Россия проиграла конкурс в Индии на легкий истребитель, в котором участвовал МиГ-35. Там выбрали в качестве главных претендентов "Eurofighter Typhoon" и "Rafale". Но сейчас стало ясно, что покупка этих самолетов обойдется ВВС Индии в два с лишним раза дороже, чем в случае победы МиГ-35. И среди авиационных экспертов в Индии уже начались разговоры о том, что выбор был неверный, надо в короткий список включить МиГ-35.
В Малайзии, кстати сказать, боеготовность МиГ-29, даже с учетом специфики ремонтного обслуживания, колебалась от 70% до 90%, что считается достаточно высоким показателем. И вообще малазийские летчики этот самолет любили и любят. Он - настоящий воздушный боец, неприхотливый и очень опасный в поединке.
У МиГ-29 есть особенность двигателя. Он спроектирован так, что его устойчивость к помпажу - одна из самых высоких в мире, что очень важно в маневренном бою. Но это привело к тому, что на отдельных режимах полета за истребителем тянется шлейф дыма. Из-за этого российские истребители в Малайзии прозвали "курящими", а потом добавили: "Курящие бандиты". Местные летчики говорят, что это название очень точно характеризует МиГ-29 как отчаянного драчуна и забияку. Стоит добавить, что летчики ВВС Малайзии - настоящие асы высшего пилотажа, смотреть за их полетом - просто удовольствие.
На салоне LIMA-2011 полеты группы МиГ-29 проходят каждый день, сопровождаются они восторженным комментарием и овациями зрителей.
Сейчас ВВС Малайзии осваивают тяжелый Су-30МКМ. Пока есть проблемы, но этот истребитель тоже полюбился местным пилотам, и они показывают на нем такие выкрутасы в небе салона, которые у нас под силу лишь летчикам-испытателям, да и то не всем.
Наряду с Су-30, на стендах "Рособоронэкспорта" и "Объединенной авиастроительной корпорации" в центре внимания находится учебно-боевой Як-130. Интерес к этой оригинальной машине проявили практически все страны региона.
Помимо истребителей, на LIMA-2011 в российской экспозиции есть и другие изделия, на которые сразу обратили внимание многие солидные военные делегации в первые же дни работы салона. Значительно обновился показ концерна ПВО "Алмаз-Антей".
Инозаказчикам предлагаются глубоко модифицированные комплексы различных систем войсковой ПВО. Все они на колесных шасси, разработанных в Республике Беларусь. Показывается также самый мощный в мире зенитно-ракетный комплекс С-300ВМ "Антей-2500". В нем давно реализованы многие передовые технологии, которые еще только пытаются внедрить в С-400. Готовы к экспортным поставкам новейшая система корабельной ПЗРК "Гибка" с оптико-электронной системой управления огнем и модернизированный зенитный ракетный комплекс "Клинок". Для защиты от воздушного нападения боевых кораблей предлагается облегченный универсальный 100-мм артиллерийский комплекс со сложным названием А-190Э-5П-10Э.
Туляки показывают ракетно-пушечный "Панцирь-С1", а также новую версию противотанковой управляемой ракетной системы "Корнет". Суть ее в том, что стрельбу можно вести ракетным дуплетом - одна ракета летит точно вслед другой. Это позволяет взламывать броневую защиту любого типа. Ничего подобного в мире нет.
Мало кто из неспециалистов знает, что существует проблема точного измерения скорости вертолетов в режиме до 100 км/час. Это результат действия мощного воздушного потока от несущего винта. Российские инженеры разработали оригинальную высокоинтеллектуальную систему, позволяющую определять скорость с режима висения и до нескольких метров в секунду. Сейчас такая система измерения скорости установлена на Ка-52. За рубежом ее показывают впервые. С учетом того, что аналогов ей пока нет, разработчики винтокрылых машин, которых немало на салоне, задерживались у стенда "Авионика", где была представлена интересная новинка.
Традиционно в центре внимания экспозиция Зеленодольского судостроительного завода. Совсем недавно на нем построили и сдали ВМС Вьетнама два фрегата типа "Гепард-3.9". Это очень современные боевые корабли, в которых использованы элементы "Стелс". Фрегаты оснащены новейшим оружием, в частности, зенитным ракетно-артиллерийским комплексом нового поколения "Пальма". Изюминка установки в оригинальной оптико-электронной системе управления и новой сверхзвуковой двухступенчатой ракете "Сосна-Р". По массогабаритным характеристикам это одна из самых мощных в своем классе ракет в мире. Система наведения "Пальмы" и ракетно-пушечное вооружение позволяют поражать все типы воздушных целей с вероятностью близкой к ста процентам. Ракета и система управления разработаны специалистами старейшего отечественного оружейного КБ, носящего имя своего основателя - Нудельмана. Интерес к "Пальме" оказался почти ажиотажным.
Предприятие "Моринформсистема-Агат" демонстрирует во всей красе не имеющую аналогов в мире ракетную контейнерную установку "Клаб-К". Как концепт-проект ее уже представляли на предыдущем салоне в 2009 году, и тогда она произвела фурор. За два года идея воплотилась в металл, сейчас установка проходит заводские и полигонные испытания. В натуральном виде ее впервые показали на военно-морском салоне в Санкт-Петербурге прошедшим летом. Несмотря на то, что в Малайзии выставляются лишь фотографии и фильм, у стенда с "Клаб-К" всегда многолюдно.
Кино, кстати, очень впечатляет. На экране видно, как среди пальм по шоссе вдоль океанского побережья идет тяжелый грузовик-контейнеровоз. Вот он останавливается. И буквально за минуту из контейнера поднимаются четыре ракетные установки. Пуск! Шансов уцелеть у какого-нибудь вражеского фрегата и даже крейсера нет - такова точность наведения и мощь ракет "Клаб". Одно из значений этого английского слова - дубина. Применительно к данной боевой системе название очень точно.
Помимо военной техники на салоне LIMA-2011 представлены пассажирские авиалайнеры: "СухойСуперДжет-100" и перспективный МС-21. К ним тоже есть интерес со стороны ряда авиакомпаний Тихоокеанского региона.
И все-таки, главное на салоне - это оружие, которое даже в мирное время в цене. По словам заместителя гендиректора "Рособоронэкспорта" Виктора Комардина, портфель заказов на экспорт вооружения и военной техники отечественного производства оценивается в 36 миллиардов долларов. Заявки продолжают поступать. И в этом году стоимость произведенных поставок может оказаться на миллиард долларов выше, чем в прошлом.