Новости

08.12.2011 00:01
Рубрика: Культура

Красота печали

В Москве отметили 220 лет со дня смерти Моцарта

В день смерти Моцарта на сцене Концертного зала имени Чайковского Российский национальный оркестр и Московский камерный хор под управлением Владимира Минина исполнили его последнее сочинение - Реквием.

Это сочинение еще при жизни Моцарта обросло легендами. Сам Моцарт, когда писал Реквием, заказанный ему таинственным незнакомцем, находился в огромном душевном волнении и трепетал от страха, считая, что пишет заупокойную мессу для себя. Он торопился окончить Реквием до дня своей смерти, предвидел ее, работал с немыслимой скоростью, передавая указания по обработке текста своему ученику Францу Зюсмаейру. Но не успел. Реквием остался незавершенным, породив еще один слой легенд о том, что именно в этом сочинении, признанном величайшим шедевром в истории музыки, принадлежит самому Моцарту, а что было дописано его учениками. Многочисленные графологические экспертизы и свидетельства Зюсмайера, полностью дописавшего финальные части Реквиема - Sanctus (Свят), Веnedictus (Благословен) и Agnus Dei (Агнец Божий), восстановили подлинный моцартовский "ландшафт" этого сочинения, где даже в принадлежавших руке Моцарта первых девяти частях прописанными оказались только вокальные партии, цифрованный бас и отдельные инструментальные мотивы.

Эти девять частей "подлинного" моцартовского Реквиема каждый год звучат в ночь его смерти (он умер без пяти час ночи 5 декабря 1791 года) в соборе Св. Стефана в Вене, где отпевали Моцарта, и где имя его хранится в регистре умерших. По случаю 220-летия со дня смерти Моцарта исполнение Реквиема прошло в этом году и в Москве в Концертном зале Чайковского. Поминальный оммаж от Московского камерного хора Владимира Минина и Российского национального оркестра был составлен из полной "концертной" версии Реквиема в 14 частях, обрамленного двумя моцартовскими мотетами. Открывал программу изящный, сияющий радостью Exsultate, jubilate (Ликуйте и радуйтесь), написанный счастливым и обласканным славой 17-летним Моцартом, а завершал тихий, строгий Ave verum corpus (Радуйся, истинное Тело), переложенный в мотет причастный кант Католической церкви, написанный им за несколько месяцев до смерти.

Музыкальную ткань Реквиема Владимир Минин выстроил как грандиозную человеческую драму: здесь звучал и страх одинокой, трепещущей перед Судом души, просвечивающий и в тихой скорбной вступительной молитве Requiem aeternam (Покой вечный даруй им) с тревожным движением хора, и в неудержимом взволнованном потоке фуги в Kyrie eleison (Господи, помилуй), требующей высочайшей ансамблевой виртуозности. Здесь был и монолитный аккордовый "ужас" всего хора в Dies irae (День гнева) с исступленной линией верхнего голоса и зловещими сигналами труб в оркестре. Вселенская скорбь в знаменитой Lacrimosa (Слезный будет тот день), на которой, как считают, оборвалось сочинение Реквиема - Моцарт умер. И здесь Владимир Минин выделил страшный погребальный "шаг" литавр в оркестре, словно неумолимый рок, преследующий душу, которой уже не вернуться назад, и тихую печаль хора, нежный воздушный звук которого так пронзительно оплетали бегущие "каплями" линии струнных...

Возвышеннее помянуть Моцарта, чем его же собственным Реквиемом, невозможно. Он предвидел это.

Культура Музыка Классика
Добавьте RG.RU 
в избранные источники