12.12.2011 16:24
    Поделиться

    Эксперты: Авторынок ожидает резкий рост продаж легковых машин

    Иностранные производители автомобилей столкнулись в России с "неприятными моментами", но наш рынок для них по-прежнему остается привлекательным. Об этом шла речь в Калуге на международном форуме "Автоэволюция".

    Теряют на морозе

    Генеральный директор компании Volkswagen в России Маркус Озегович, оценивая перспективы нашей страны, заметил, что в 2015-2016 годах она может стать четвертой в мире по производству автомобилей. Причем "после того, как обгонит Германию", особо подчеркнул специалист.

    В то же время иностранные инвесторы отмечают, что столкнулись здесь с рядом непредвиденных ситуаций. Так, глава "ПСМА Рус" (Peugeot Citroen Mitsubishi Automobile Rus) Дидье Альтон сообщил, что стоимость производства в России на пять процентов выше, чем в Бразилии, и на 15 - чем в Корее и Китае. В свою очередь Маркус Озегович отметил: затраты на выпуск автомобиля составляют у нас 105 процентов и от показателей в Германии.

    Дидье Альтон назвал еще около десятка "неприятных моментов", которые до прихода в Россию производственники оценивали несколько иначе. В частности, речь идет о дополнительных затратах, "связанных с холодной погодой". Выше ожидаемого оказались дорожные расходы, а также на безопасность, питание и даже вывоз мусора. К тому же не получилось существенной экономии на энергоносителях: если газ действительно дешев, то электроэнергия значительно дороже, чем по предварительным прогнозам. Впрочем, позже, в ходе обсуждения темы, один из участников форума поделился опытом снижения затрат за счет установки автономных энергоносителей. Возможность снизить расходы на электричество на 30 процентов тот же Дидье Альтон назвал "хорошей новостью".

    Еще одной неожиданностью для иностранных инвесторов стала стоимость рабочей силы. Несмотря на то что этот показатель в России ниже, чем в Европе, накладные расходы оказались существенными. Свою роль сыграла доставка рабочих на предприятие, питание, расходы на подготовку кадров и их проживание. Кстати, калужский губернатор Анатолий Артамонов посоветовал директорам "не пугаться профсоюзов и заключать коллективные договоры, поскольку это поможет выходить из правовых коллизий, решать более четко возникающие проблемы".

    Кстати, не единожды участники форума затрагивали тему подготовки кадров. Если Дидье Альтон отнес этот вопрос к "неприятностям", то Маркус Озегович, напротив, похвалил созданную в Калуге систему подготовки персонала и предложил распространить ее и в других регионах.

    Мало надежных

    Рефреном на форуме звучала тема российских поставщиков. С одной стороны, специалисты отмечали рост объемов поставок от российских производителей, с другой - низкое качество и высокую стоимость продукции, что замедляет развитие отрасли, и это "странно для государства, где сырье входит в прибыль". Так, по мнению иностранных директоров, литье в России должно быть дешевле, нежели в Европе, но в действительности оказалось на 30 процентов дороже.

    - Большинство поставщиков - это большие конгломераты, - заметил Маркус Озегович. - Они не работают на повышение качества.

    Гендиректор компании Volkswagen в России считает, что надо как можно активнее внедрять современные технологии в Калуге и что вступление России в ВТО станет толчком к развитию в этой сфере.
    Согласившись с имеющимся технологическим отставанием на традиционном производстве, Анатолий Артамонов предложил выход из ситуации. По его словам, в регионе есть заводы с высоким качеством персонала, которые смогут стать поставщиками узлов и агрегатов. Губернатор сообщил, что региональное правительство готово помочь местным заводам в процессе перевооружения при условии гарантированного заказа от заводов инвесторов.

    Между тем в иностранных компаниях недовольны не только российскими поставщиками, но и дилерами. Дескать, среди них мало "надежных". А поскольку в перспективе рост продаж в нашей стране может достичь 72 процента, аналогичным должен быть и рост в сфере сервисных услуг. И для этого надо уже сейчас начинать готовить специалистов.

    Тренд на десять лет

    Тем не менее емкость нашего автомобильного рынка по-прежнему очень привлекательна для иностранных инвесторов. Так, президент и управляющий директор General Motors в России и СНГ Джим Бовензи, исходя из роста ВВП на душу населения и того факта, что сегодня на тысячу жителей страны приходится менее 300 автомобилей, назвал потенциал России "огромным".

    Кстати, по данным аналитического агентства "Автостат", рост продаж автомобилей наблюдается с прошлого года. В 2011-м, по словам директора этого агентства Сергея Целикова, динамика составит 40 процентов. Вероятно, немалую роль в этом сыграли стимулирующие программы автокредитования и утилизации. В долговременной перспективе, по мнению аналитика, россиянам нужны по три миллиона автомобилей в год в течение десяти лет. Такому долгосрочному тренду соответствуют сразу несколько факторов. В частности, на руках большое количество автомобилей старше 20 лет: из 35 миллионов легковушек 15 миллионов требуют утилизации. Кроме того, наметилась тенденция: россияне стремятся иметь второй автомобиль в семье.

    Любопытно, что, по мнению аналитиков, вступление в ВТО практически не отразится на рынке легковых автомобилей. Снижение пошлин, несомненно, вновь вызовет рост продаж подержанных иномарок, но эта динамика прогнозируется в пределах пяти-шести процентов.

    Директор департамента автомобильной промышленности и сельхозмашиностроения Министерства промышленности и торговля РФ Алексей Рахманов, оценивая ситуацию, подчеркнул, что российский автопром "состоялся как индустрия", поскольку сейчас в нашей стране идет не только сборка, но и производство комплектующих. Он также успокоил производителей, что все соглашения по промсборке будут действовать в том же режиме, что и сейчас. Кроме того, правительство РФ готовит механизмы по защите рынка от подержанных автомобилей, поскольку прогнозируемый рост продаж здесь не может не волновать.

    Кстати

    Как отметили участники форума, если рынок легковых машин вступление в ВТО переживет относительно легко, то для коммерческих авто "надо искать вариант соломинки". Достаточно сказать, что в кризис продажи на этом рынке упали до 50 процентов и восстанавливается он с большим трудом. Так, по данным агентства "Автостат", продажи легковых автомобилей в этом году по сравнению с 2008-м меньше на 13 процентов, грузовых - на 20, автобусов - на 23 процента.

    Поделиться