12.12.2011 23:03
    Поделиться

    В Баку завершился Международный фестиваль Мстислава Ростроповича

    В культурной афише азербайджанской столицы, активно готовящейся к "Евровидению" и поражающей гостей размахом и темпами строительства, за пять лет своего существования фестиваль Ростроповича обрел статус ведущего и самого представительного музыкального события бакинской зимы.

    Главным достижением форума художественный руководитель фестиваля, глава Фонда Ростроповича Ольга Ростропович считает обретение собственной публики и успешное выполнение просветительской миссии: "Сейчас нас здесь очень хорошо знают и ждут. Мы уже не боимся привозить сложные и изысканные программы, которые сделали бы честь любому европейскому смотру. Слушатели принимают их с восторгом и благодарностью".

    В семи концертах отмечающего свой первый юбилей фестиваля приняли участие выдающиеся артисты разных поколений: скрипачи Виктор Третьяков и победительница последнего конкурса имени Венявского кореянка Юн Соенг, итальянский пианист аргентинского происхождения Луис Бакалов и многие другие. Знаковой фестивальной страницей стал вечер-посвящение Галине Вишневской, в котором в сопровождении Академического симфонического оркестра Нижегородской филармонии имени Ростроповича выступили молодые звезды - в прошлом воспитанники Центра оперного пения, а ныне солисты, работающие на лучших оперных площадках России и Европы.

    Тон всему фестивалю задали два концерта оркестра Королевской Фламандской оперы в Антверпене и Генте, пост художественного руководителя которого в этом году занял Дмитрий Юровский. Молодой коллектив, специализирующийся на оперном репертуаре, в последнее время активно осваивает шедевры симфонической музыки, поэтому в Баку он привез две большие симфонии - Пятую Малера и Четвертую Чайковского. Центром малеровской программы (в первом отделении прозвучали "Песни странствующего подмастерья" в исполнении фантастического баритона из Австрии Георга Нигля, известного москвичам по заглавной партии в постановке оперы "Воццек" Большого театра) явилось знаменитое Adagietto из Пятой симфонии - неуловимое, истаивающее в дымке полутонов и вместе с тем невероятно пронзительное. Именно в нем проявилась самая притягательная особенность этого профессионального, соответствующего всем европейским стандартам, оркестра - свежесть и удивительная непосредственность восприятия самими оркестрантами и дирижером исполняемой музыки. То же качество коллектив продемонстрировал и в Четвертой симфонии Чайковского, в которой цельность оптимистической трактовки Дмитрия Юровского казалась не только естественной, но и в данном случае единственно возможной.

    Сложность и многоплановость программ была характерна и для последующих фестивальных вечеров - начиная от исполнения музыки к балету "Петрушка" Стравинского Азербайджанским Госоркестром под управлением Игната Солженицына и заканчивая финальной точкой - программой из сочинений Форе и Сен-Санса с участием французского пианиста Жан-Ива Тибоде и Камерного оркестра Парижа.

    Декабрьский фестиваль стал последним крупным событием, предваряющим юбилейные торжества - в следующем году в России и многих других странах будет отмечаться 85-летие со дня рождения Мстислава Ростроповича. Вероятно, Баку - город, в котором родился маэстро и в котором проходит фестиваль его имени, - также станет одной из центральных точек на карте юбилейных торжеств.

    Поделиться