О прошедших выборах беседуем с заместителем председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Леонидом Ивлевым.
- Леонид Григорьевич, были ли на прошедших выборах 4 декабря реальные нарушения? Сколько было нарушений по данным ЦИК?
- Никто не утверждает, что выборы прошли на 100 процентов без нарушений. При выборах подобного масштаба без них, к сожалению, не обходится. Мы же сами первые эти нарушения и выявили. На этапе подведения итогов голосования по различным субъектам Российской Федерации были признаны недействительными результаты голосования на 21 участке. По разным причинам в масштабе всей страны при почти 95 тысячах участков это немного. Но для нас это 29 813 избирателей, пришедших на избирательные участки, голоса которых пропали из-за того, что допущенные избирательными комиссиями нарушения не могли с достоверностью определить результаты их волеизъявления. Вдумайтесь:
29 813 голосов - это целый город. Страшная цена ошибок. Причем, что обидно, преимущественно организационно-технических.
Сегодня ЦИК России учитывает поступающие в комиссию обращения, из которых сообщения и жалобы на нарушение законодательства о выборах составляют небольшую часть, и проводит по ним проверки. 4 декабря в ЦИК России поступило 117 обращений. В ходе избирательной кампании до дня голосования - 1331 обращение. Жалобы, поступившие в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, находящиеся в нашей компетенции, были рассмотрены ЦИК России, а находящиеся в компетенции субъектов Российской Федерации - направлены в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации. И здесь хочу повторить слова моего коллеги Станислава Владимировича Вавилова: "...до дня голосования 99 процентов жалоб, поступивших в Центральную избирательную комиссию, рассмотрены в пользу политических партий. Вопросы или сомнения, которые возникали, все трактовались в пользу политических партий".
После дня голосования нам поступило 238 обращений. Таким образом, всего непосредственно в ЦИК России поступило 1686 обращений. Чтобы констатировать факт нарушения закона, необходимо провести проверку, в том числе зачастую с участием правоохранительных органов. Таким образом, сказать, сколько было непосредственно нарушений, можно будет только по результатам соответствующих проверок.
- Вы уверены, что ЦИК располагает объективными данными? У избирательных комиссий не было резона утаивать нарушения?
- В избирательной кампании к организации выборов привлечены свыше миллиона человек - членов избирательных комиссий. Абсолютное большинство этих людей - честные люди, ответственно и с душой относящиеся к своему делу. Ошибки, конечно, неизбежны. Как, к сожалению, неизбежно и наличие среди этого миллиона нескольких десятков человек, не соответствующих своему предназначению. Но наша избирательная система не только открыта, она также и способна к самоочищению от людей некомпетентных и нечистоплотных. Совершить нарушение на выборах сегодня может и получится, а вот утаить и остаться безнаказанным невозможно.
Кроме того, наша избирательная система выстроена таким образом, что на этапе принятия решений, в том числе при подсчете голосов и установлении результатов выборов существует многоуровневая система проверки и защиты от ошибок. В результате многие нарушения выявляются и пресекаются еще до того, как их последствия дают о себе знать. Например, в одном из регионов от председателя избиркома субъекта Российской Федерации поступило распоряжение о том, что избиратели не включенные в списки избирателей, могут на соответствующих участках голосовать без открепительных удостоверений. Можете представить, какие нарушения могло бы повлечь подобное распоряжение. Естественно, оно тут же было отменено, а с его автором еще предстоит серьезный "разбор полетов".
- Как подсчитывались жалобы на нарушения? Вообще каков порядок отчета ТИКов перед вышестоящими инстанциями? И кто фиксирует нарушения: только ТИК или, к примеру, на это уполномочены правоохранительные органы?
- По закону после предварительной проверки правильности составления протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования территориальная избирательная комиссия суммирует указанные в них данные и устанавливает итоги голосования на соответствующей территории. Решение ТИК об итогах голосования оформляется протоколом. Перед его подписанием территориальная избирательная комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются поступившие в комиссию жалобы (заявления) на нарушения закона, допущенные при голосовании, подсчете голосов избирателей, установлении итогов голосования.
Первый экземпляр протокола территориальной избирательной комиссии об итогах голосования незамедлительно направляется в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации. К нему в обязательном порядке прилагаются особые мнения членов территориальной избирательной комиссии, а также жалобы (заявления) на нарушения закона, допущенные при голосовании, подсчете голосов избирателей, установлении итогов голосования, поступившие в период со дня голосования и до дня составления территориальной избирательной комиссией протокола об итогах голосования. К пакету документов также прилагаются принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения территориальной избирательной комиссии. В аналогичном порядке первый экземпляр протокола избирательной комиссии субъекта Российской Федерации передается в ЦИК России. Так что вся проделанная комиссией работа и претензии к ней видны как на ладони. Утаить жалобу или оставить ее без внимания невозможно. Кроме того в состав любой избирательной комиссии обязательно назначены четыре человека от парламентских партий: они между собой не договорятся.
Всего к протоколам избирательных комиссий субъектов Российской Федерации об итогах голосования 4 декабря 2011 года было приложено 1057 жалоб, связанных с итогами голосования на территориях 38 субъектов Российской Федерации, а также 33 особых мнения. К протоколам об итогах голосования на территориях 45 субъектов Российской Федерации жалоб приложено не было.
- Может ли количество зафиксированных нарушений как-то повлиять на окончательный результат голосования? А вместе со всеми теми, на которые указывают пользователи Интернета и которые не были оформлены надлежащим образом?
- С учетом того, что результаты выборов официально опубликованы в "Российской газете" 10 декабря 2011 года, в настоящее время результаты могут быть изменены только на основании решения суда. При этом обжаловать необходимо результаты на соответствующем участке, где по мнению заявителя имели место нарушения. В случае принятия судом решения, которое изменяет итоги голосования на участке, вышестоящая комиссия вносит изменения в свой протокол.
При этом анализ заявленных нарушений показывает, что совокупное количество избирателей на тех участках, результаты на которых оспариваются, составляет максимум 125-130 тысяч избирателей. В масштабах страны это несколько долей процента от числа проголосовавших. Что касается роликов, то масштаб заявленных нарушений еще меньше. Подчеркну: речь идет именно о заявленных нарушениях. Но с каждым из них мы разбираемся. Результаты подводить еще рано. Пока что в значительной части случаев информация о нарушениях либо вовсе не подтверждается по фактической стороне, либо нарушения в действиях участников избирательного процесса не усматриваются. Например, еще в ноябре поступила жалоба, что при проведении акции из пневматического оружия обстреляли агитационную палатку. Проверили - неправда. Но есть и случаи, когда сведения подтверждаются. В подобных случаях мы реагируем незамедлительно, при необходимости направляя материалы в правоохранительные органы.
- Как по регионам ранжируются нарушения? Где их было больше, где меньше? Были ли "чемпионы" среди регионов по количеству нарушений?
-Самое большое количество жалоб - 701 - было приложено к протоколу об итогах голосования 4 декабря 2011 года Избирательной комиссии Волгоградской области. Между тем это не означает, что все нарушения, указанные в жалобах, подтвердились. Причины такого обилия жалоб могут быть самыми разными. Причем отдельные жалобы неподведомственны комиссии. Например, в одной из жалоб утверждается, что в том же Волгограде в одной из школ директор якобы подвергал обыску ученика, удерживая его в учительской. Разберемся, конечно, но вопрос явно не наш.
- Каков порядок реагирования ЦИК на жалобы на нарушения с момента их фиксации?
- В соответствии с пунктом 4 статьи 78 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решения по жалобам, поступившим до дня голосования в период избирательной кампании, принимаются в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, немедленно. Если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. По жалобе на решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов суд обязан принять решение не позднее чем в двухмесячный срок со дня подачи жалобы.
- Существует ли срок давности по нарушениям на выборах?
- После опубликования результатов выборов заявление о нарушении избирательных прав, имевшем место в период избирательной кампании, может быть подано в суд в течение года со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов.
- Каково ваше личное отношение к жалобам?
- Направить жалобу - право каждого, и наш долг - рассмотреть ее серьезно. Но подчас, не скрою, разбирая иные жалобы, вынужден подавлять улыбку. Так, в одной жалобе пишут, что на участке неизвестный подбежал к ящику для голосования, вбросил пачку бюллетеней и убежал. Вы видели прорезь в ящике - несколько миллиметров: чтобы вбросить пачку нужно минут десять потратить. В другой жалобе утверждается, что на участок пришла невеста в красном, долго находилась в кабинке, заявитель полагает, что там, возможно, был вброс бюллетеней. И наконец, одному из заявителей показалась странной ситуация, когда на столе у одного из членов комиссии лежит Конституция и наши фирменные значки. Ну что тут скажешь?
- Руководство избирательных комиссий на местах было свободно от давления вышестоящих инстанций? Важны ли для членов избирательных комиссий партийная принадлежность и место работы, к примеру, в бюджетных структурах? Как обеспечивается независимость глав избиркомов?
Гарантии независимости членов избирательных комиссий устанавливаются законом. Одной из главных гарантий является принцип коллегиальности в деятельности любой комиссии. В отношении участковой избирательной комиссии можно отметить, что она формируется на основании предложений представительного органа муниципального образования, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, а также политических партий, избирательных объединений. Важно, что в избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждой политической партии, от каждого избирательного объединения, иного общественного объединения, что само по себе создает определенную конкуренцию интересов партийных идеологий и позволяет обеспечить беспристрастность работы комиссии как коллегиального органа.
Также хотел бы подчеркнуть, что закон предусматривает запрет для лиц, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов, быть членами комиссий с правом решающего голоса. Член комиссии с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий не может быть уволен с работы по инициативе работодателя или без его согласия переведен на другую работу. Поэтому все разговоры о незащищенности представителей участковых комиссий - от лукавого. Но главное - даже не это. Люди у нас работают честные и надежные, а процедуры используем максимально прозрачные. И давить на нас кому-либо бесполезно. Начальник у нас один - закон!