21.12.2011 13:00
Рубрика: Дороги

Трафиком будет управлять автоматизированная система

Текст: Владимир Васин (Челябинск)

Власти Челябинска стремятся выжать максимум возможностей из имеющейся транспортной сети. Задача эта, кстати, куда более сложно реализуемая, чем даже прокладка новых линий метрополитена.

К середине двухтысячных годов транспортная ситуация в Челябинске не слишком отличалась от того, что творится в других российских мегаполисах. Взрывной рост числа автомобилей и невнимание к реконструкции дорожной сети привели к тому, что буквально за пять лет улицы областного центра заполонили табуны "железных коней". Поэтому масштабные вложения в реконструкцию улично-дорожной сети стали одной из первоочередных мер новой администрации города с 2005 года. За пару лет ремонт дорожного полотна и расширение магистралей в ключевых точках позволили ликвидировать, казалось бы, вечные пробки, отравляющие жизнь горожанам. Решив задачи, не терпящие отлагательств, власти города перешли к системной и планомерной реконструкции дорожной сети. Процесс этот продолжается и по сей день. Только в этом году работы шли на 72 объектах дорожной сети Челябинска, а в целом "дорожная революция" в мегаполисе будет продолжаться еще 10-15 лет.

Следующим этапом стало упорядочение транспортных потоков. Первые пассажирские "ГАЗели", появившиеся на городских улицах, тогда показались своеобразной палочкой-выручалочкой. Но, увы, к 2005-2006 годам стало понятно: маршрутные такси сами превратились в проблему - их слишком много. Проведенные муниципальные конкурсы существенно сократили число предприятий, допущенных к работе на самых загруженных магистралях. При этом привычные разболтанные "газельки" согласно условиям тех же конкурсов вытесняются более вместительными и безопасными "фордами", "пежо" и "фиатами". Дополнительным побудительным мотивом для обновления парка маршруток стало переоснащение муниципальных транспортников. В этом году с улиц Челябинска незаметно исчезли дымные грохочущие "Икарусы". Основную ставку власти делают именно на автобусы: даже отечественные "ЛиАЗы" и "НефАЗы" укладываются в требования Евро 4, а грядущий перевод на газомоторное топливо (соответствующее соглашение подписано осенью областным министерством транспорта и Газпромом) еще более повысит их экологические характеристики.

Также целесообразно, по мнению губернатора Челябинской области Михаила Юревича, оснастить весь грузовой и пассажирский транспорт техническими средствами, которые позволяют контролировать время нахождения водителя в пути. Европейцы, внедрив такие приборы, получили снижение аварийности на 25-30 процентов.

- Остановочные комплексы и территория рядом с ними будут просматриваться видеокамерами, - отмечает Юревич. - Весь общественный транспорт мы планируем оснастить приборами ГЛОНАСС, информация с которых будет поступать в единый городской диспетчерский центр.

Под контроль автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД) автомобильный трафик на улицах Челябинска начали передавать с ноября. Компьютер, анализируя количество автомобилей, проходящих перекрестки, будет регулировать время горения сигналов светофора, меняя его в зависимости от загрузки в текущий момент. Обслуживает АСУДД один оператор, который следит за работой дорожных объектов, отмечает неисправности и передает указания по их устранению соответствующим службам. При необходимости (например, для организации "зеленой волны" для правительственных кортежей) он может взять управление в собственные руки.

Новая АСУДД на первых порах возьмет под контроль два десятка перекрестков наиболее загруженных и протяженных магистралей города - Свердловского проспекта и проспекта Ленина. На каждом из них уже установлены по четыре камеры, с которых информация по оптоволоконным линиям стекается на центральный пункт управления, где и анализируются данные по трафику. Когда загрузка магистрали приближается к 50 процентам, система начинает реагировать, изменяя фазы работы светофоров. До конца года, по мере отладки работы системы, в нее будут интегрированы  224 из 294 челябинских светофоров. Оставшиеся подключат в 2012 году. Правда, полнота автоматизации будет зависеть от финансирования. Достаточно сказать, что на 20 "стратегических" участков было потрачено порядка 30 миллионов рублей.

Согласно расчетам внедрение АСУДД обеспечит 15-процентное увеличение пропускной способности контролируемых ею городских магистралей, что положительно скажется на транспортной и экологической ситуации в мегаполисе.