В Казани состоялся концерт знаменитого баритона Дмитрия Хворостовского в сопровождении Государственного симфонического оркестра РТ.
Певец исполнил арии из опер "Демон", "Пиковая дама", "Риголетто", а также известные русские романсы. Дмитрий Хворостовский не только талантливый музыкант, но и замечательный собеседник. Корреспонденту "РГ" удалось узнать из первых уст о жизни и творчестве артиста.
О Казани
- У меня только самые приятные воспоминания о Казани. Это прекрасный город, я впервые вижу его зимой. Когда-то очень давно, в 1989 году, я был здесь на Шаляпинском оперном фестивале, выступал в "Пиковой даме" и давал сольный концерт. В 2005 году меня пригласили на 1000-летие Казани. Я пел на центральном стадионе арию князя Игоря.
И вот сейчас выступаю с насыщенной программой. Надеюсь, сотрудничество с оркестром Татарстана в будущем продолжится.
О пении в темноте
- Иногда во время выступления у меня возникает желание, чтобы погас свет. Хочется остаться наедине с собой, не видеть глаз зрителей. Никогда не забуду приезда Святослава Рихтера в Красноярск, я тогда был мальчиком. Он выступал на сцене малого зала Красноярской филармонии. У него была включена настольная лампа, раскрыты ноты, и вот так в полумраке он давал концерт. На меня это произвело большое впечатление.
Я понимаю, что в принципе восприятие звука связано со зрением. Чем ярче свет, тем лучше слышимость. Парадокс. Но, с другой стороны, человеческое ухо за несколько секунд может адаптироваться к любому звуку, даже самому тишайшему.
Не исключаю возможности спеть при потушенном свете. Но это не самое главное. Важен контакт между исполнителем и зрителем.
О татарских корнях
- Моя фамилия украинская или польская, а в роду есть татары. Практически каждый русский имеет татарские корни. Мой дедушка с маминой стороны наполовину был татарин. Он погиб на фронте в 1942 году, я его не знал, но слышал много историй про него.
О духовной музыке
- Я вообще человек нерелигиозный. Но в начале своей карьеры чуть не разбился на самолете. Я тогда пообещал себе: если выживу, то пойду и окрещусь. Что и сделал. Какое-то время я пытался верить, ходил в церковь, но у меня ничего не получилось. Наверное, потому, что был воспитан в семье атеистов. А вот литургическая музыка мне близка.
Я учился на дирижера хора и, соответственно, изучал эти произведения, хотя они были запрещены. Позже подружился с руководителем Петербургского камерного хора Николаем Корневым, который предложил поработать в этом жанре. Мне было очень интересно.
Несколько месяцев дирижер учил меня, как произносить слова на церковнославянском языке, с каким чувством это нужно делать. Не знаю, насколько это удалось, потому что быть смиренным у меня всегда плохо получалось. Но в итоге мы записали прекраснейший диск, который называется Credo ("Верую").
Эту программу мы исполняли во многих странах мира, и она осталась со мной. Когда я исполняю эти произведения, то испытываю чувство очищения, как будто исповедовался и причастился. Для меня это своего рода обращение к религии.
О футболе
- Я болею за "Арсенал". А русские команды - это набор иностранных легионеров, которые при всех своих регалиях и гонорарах ничего не могут добиться. Стыдно. Когда российская сборная попадает на чемпионат Европы, она делает это вопреки. Мне бы хотелось, чтобы русский футбол был хотя бы на том же уровне, что и хоккей.
О поп-культуре
- Опера и вокальное искусство уходят на второй план. Во всем мире классическая музыка попадает в разряд intertament, то есть развлечений. Но ее нельзя причислять к жевательной резинке, которой ублажают людей, не желающих думать. Одним из достоинств советского режима при всех его минусах было образование.
Я бесплатно обучался в общеобразовательной и музыкальной школах, окончил училище и консерваторию. Занимался пением с педагогом по 5-6 раз в неделю и не понимал, какая это роскошь! Нынешние студенты и молодые певцы в Европе и США платят баснословные деньги за 1-2 часа занятий в неделю.
О творческих планах
- Скоро у меня закончится тур по России и мы семьей уедем во Флориду. Уже со 2 января начинаются гастроли в Америке. Сначала я даю два концерта: один в Фениксе, другой - в Чикаго. А потом еду в Нью-Йорк и начинаю работать над основной программой.