23.12.2011 00:42
Рубрика: Дороги

И дышать легко, и ехать не страшно

Экологически чистые дороги и безопасный транспорт - главная задача целевых программ минтранса

"Вопросам экологии в мире уделяется все больше внимания, идет процесс ужесточения требований к экологическим стандартам при эксплуатации транспортных средств. Достаточно привести пример установления квот на выбросы парниковых газов при эксплуатации воздушных судов в Европе или запрета на использование на территории Европейского союза автомобильного топлива ниже класса Евро-4, - сказал глава администрации президента Сергей Иванов. По его словам, Россия идет в русле общемировой тенденции.

Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года одной из основных целей развития национальной транспортной системы определено снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду. В рамках ее достижения предусмотрена реализация целого комплекса мер. В частности, решается вопрос снижения энергоемкости транспорта. Об актуальности данной задачи свидетельствует тот факт, что на сегодняшний день, по оценкам специалистов, до 40 процентов общего объема внутреннего энергопотребления в стране используется неэффективно, и доля транспорта составляет как минимум 15 процентов от этой цифры.

По мнению министра транспорта РФ Игоря Левитина, при реализации любого, даже небольшого инфраструктурного проекта необходимо соблюдать баланс между интересами экономики, с одной стороны, и степенью воздействия на природу - с другой. При этом государство несет ответственность за сохранение окружающей среды в процессе строительства и эксплуатации государственных объектов транспортной инфраструктуры.

Пример такого подхода - строительство, а потом и эксплуатация скоростной автодороги Москва - Питер. Дорожные власти планируют ввести в строй новую трассу к чемпионату мира по футболу, который пройдет в России в 2018 году. По словам экспертов, в этом проекте, впервые за всю историю строительства дорог в нашей стране, были предусмотрены максимально возможные природоохранные меры.

Трассу оборудуют очистными сооружениями, шумозащитными экранами протяженностью свыше 20 километров вдоль магистрали и съездов с нее, сетчатыми заграждениями, чтобы на дорогу не выбегали животные. В районе трассы организуют постоянный мониторинг качества воздуха, земли и воды. Информация будет поступать в центры управления дорогой, и специалисты смогут отслеживать, как дорога влияет на состояние окружающей среды.

"Помимо химического контроля будет еще и визуальный. Сейчас рассматривается возможность использования методов дистанционного зондирования земли из космоса в районе магистрали, а также беспилотных летательных аппаратов, - сообщил "Российской газете" зампредседателя комитета общественного экологического контроля проектов "Автодор" Александр Белозеров. - Все это поможет поддерживать на дороге порядок, в том числе и экологический". Первый участок дороги рассчитывают ввести в эксплуатацию через три года. По словам Белозерова, еще будет восемь участков, но они проектируются и строятся параллельно. Так что к чемпионату мира по футболу вся дорога будет готова. Ее протяженность составит около 700 тысяч километров. Проектируемая скорость - 150 километров в час.

Магистраль будет платной, причем стоимость проездного "билета" на разных участках дороги будет различаться. "Ближе к Москве, на более загруженном отрезке, - 2-3 рубля за километр, а там, где движение не такое интенсивное, - рубль-полтора, - уточняет Белозеров. - Но это, естественно, пока предварительные расчеты. Плата, которую будут собирать с автолюбителей за проезд по дороге, пойдет в том числе и на поддержание экологии".

Меняются и организационные принципы. Раньше строители дорогу строили, передавали ее дорожникам и уезжали на другой объект. Теперь подход будет иной: компания, которая строит дорогу, будет брать ее в аренду на 30 лет и отвечать за ее состояние. "Фактически строители трассы становятся ее хозяевами, - поясняет эксперт. - И это большой плюс. Они заинтересованы в том, чтобы поддерживать дорогу в идеальном состоянии. Тогда ремонтировать ее можно будет реже и будет меньше затрат".

По словам Белозерова, подходы, которые используются при строительстве дороги Москва - Санкт-Петербург, будут применяться при проектировке и строительстве других магистралей. В частности, центральной кольцевой дороги вокруг российской столицы, трасс Москва - Киев, Москва - Минск, Москва - Ростов-на-Дону. "Общественный совет проводит оценку каждого проекта и дает свои рекомендации, - отмечает эксперт. - Одна из последних касается, к примеру, замены шумозащитных экранов земляными валами, как это делают на Западе. При строительстве дороги все равно образуются излишки земли, из них можно насыпать валы, засеивать травой, сажать там кустарник. Получается намного дешевле, чище, да и вид гораздо лучше".

Не менее важен и вопрос - на чем мы будем ездить, летать и плавать. Сегодня средний возраст судов - более 25 лет, большинство железнодорожных вагонов, перевозящих людей, созданы 17-20 лет назад, автобусы и самолеты редко бывают моложе 15 лет. Результатом такого положения дел является увеличение происшествий на транспорте. По сравнению с другими отраслями экономики транспортный комплекс России, в котором задействованы более 10 миллионов транспортных средств и работают около 600 тысяч сертифицированных организаций, наиболее уязвим для разного вида угроз. Эволюционное развитие транспортных систем ставит перед руководителями и специалистами новые, все более сложные задачи в сфере транспортной, технологической и экологической безопасности. Многократно возрастают ответственность при принятии решений и роль человеческого фактора.

Акцент на решении вопросов обеспечения безопасности на транспорте не случаен. Правительство в последнее время уделяет большое внимание данной теме, однако процессы массовой приватизации и ликвидации существовавшего ранее централизованного управления отраслью кардинально изменили рынок транспортных услуг, констатировал в одном из своих выступлений глава администрации президента Сергей Иванов. В результате резко возросло количество владельцев транспортных средств различных организационно-правовых форм собственности, что зачастую приводит к снижению уровня технологической безопасности на транспорте, росту количества аварий и катастроф с очень тяжелыми последствиями. "В этой связи особую актуальность приобретают вопросы обеспечения постоянного государственного контроля и надзора за деятельностью субъектов транспортных отраслей, особенно выполняющих услуги по перевозке пассажиров, - отметил вице-премьер. - Как следствие - постоянно увеличивается размер средств федерального бюджета, направляемых на реализацию такого рода мероприятий". Важным условием обеспечения безопасности, по мнению Сергея Иванова, является также переход на обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за жизнь и здоровье пассажира. "Я очень надеюсь, что в 2012 году эта норма будет законодательно введена для всех видов транспорта", - высказал свое мнение глава администрации президента, подчеркнув, что "в области пассажирских перевозок безопасность должна быть первична, а все остальное, включая прибыль, вторично".