Эксперты считают требование казни Мубарака неожиданным

По мнению обвинителей, именно бывший президент Египта Хосни Мубарак и люди из его ближайшего окружения виноваты в расстреле демонстрантов на площади Тахрир в начале прошлого года. 

Вместе с бывшим президентом вздернуть на виселеце, по мнению прокуроров, следует экс-главу МВД и еще шесть высокопоставленных чиновников прежнего режима.

Неожиданный поворот в истории египетской революции? Как сказать…

Да, возбужденные молодые люди, которые вот уже скоро год как не покидают площадь Тахрир, скандируют: "Смерть тирану!" Причем на эшафот они готовы отправить не только бывшего главу государства, но и его сыновей, а также всех министров бывшего правительства и даже главу Высшего военного совета маршала Тантауи, который с февраля, после добровольной отставки президента, фактически руководит Египтом. Месяц назад, находясь в служебной командировке в Каире, собственными ушами слышал эти призывы, а на столбе видел болтающийся в петле манекен, облаченный в военную форму.

Но это - толпа, улица. Что же касается политиков, экспертов, журналистов, с которыми я встречался, то мало кто из них предполагал подобный исход. Большинство склонялось к тому, что экс-президент будет осужден, но, учитывая его преклонный возраст и наличие серьезных заболеваний, Мубарака скорее всего поместят под домашний арест, где он и закончит свой земной путь. При этом мои собеседники подчеркивали миролюбивый характер египтян, их традиционное стремление решать все вопросы без чрезмерного насилия.

Указывали также и на то, что глава Военного совета Мухаммед Тантауи, который всегда был одним из наиболее доверенных лиц Хосни Мубарака, сделает все возможное для того, чтобы спасти недавнего патрона. Каста военных в Египте - это большая сила, и она еще не сказала своего последнего слова. А 83-летний Мубарак, кстати сказать, заслуженный военный летчик, главный маршал авиации, герой войны Судного дня.

Да и заслуги его перед египетским государством тоже несомненны. Ведь бывший президент знаменит не только последовательной борьбой против фундаменталистов. Именно на годы его правления приходится самый значительный рост экономики страны, расцвет туризма, повышение уровня жизни египтян. Именно благодаря его усилиям Египет стал играть ведущую роль на Ближнем Востоке, в Северной Африке, было восстановлено его членство в Лиге арабских государств. Он умело лавировал между палестинцами, Израилем и Штатами, извлекая из этого пользу для страны и, возможно, для себя лично. То есть трудно не согласиться с тем, что Мубарак - один из самых видных лидеров третьего мира, причем не замеченный в откровенно диктаторских замашках, как, к примеру Саддам Хусейн или Муамар Каддафи.  

Теперь о том, насколько доказательны выдвинутые против него обвинения в чрезмерном применении силы. Если вспоминать события почти годичной давности, то надо говорить и о том, что участники протестных выступлений сожгли несколько зданий в центре города, разгромили множество полицейских участков, выпустили из тюрем уголовников и террористов. Страна стояла на пороге большого хаоса. И, скорее всего, как это часто и бывает, виноваты в кровопролитии были обе стороны.  

Так повторит ли египетский президент участь Саддама Хусейна, который был повешен за преступления перед собственным народом? На мой взгляд, сейчас - я подчеркиваю это слово - такой вариант не исключен. Дело в том, что за последние недели ситуация в Египте коренным образом изменилась. Завершившиеся на днях выборы в нижнюю палату парламента принесли оглушающий успех исламским радикалам. "Братья-мусульмане" и еще более ортодоксальные салафиты сообща могут получить более 70 процентов мест, и с этим надо считаться.

Хосни Мубарак возглавил Египет в 1981 году, после убийства радикалами президента Анвара Садата. И сразу объявил жестокую войну фундаменталистам. В ответ год спустя они заочно приговорили его к смерти. В официальной биографии Мубарака говорится, что за эти годы на него было совершено несколько покушений. Сейчас радикалы вполне конституционным путем могут захватить всю полноту власти. Они находятся буквально в одном шаге от этого. Вполне возможно, что прокуроры, требуя высшей меры для бывшего президента, подстилают соломку под свое собственное будущее. То же самое касается и военного руководства, которое явно чувствует себя неуверенно перед лицом грядущих перемен.

Кстати

Лидеры египетских исламистов уверяют всех, что они вовсе не собираются силой навязывать всем свои ценности, что личные свободы и права человека не будут ущемлены, что Египет останется светским государством. Но мало кто из серьезных экспертов в Каире верит этим словам.