10.01.2012 23:30
    Поделиться

    Польский прокурор рассказал, почему решился на самоубийство

    Почему пытался застрелиться после пресс-конференции польский полковник?

    Сотрудник польской военной прокуратуры в Познани полковник Миколай Пшибыл во время созванной им в понедельник пресс-конференции выстрелил себе в голову.

    "Я собирался покончить с собой", - сообщил он вчера журналистам, навестившим его в госпитале. Полковник рассказал: "Я открыл окно в своем кабинете и стрелял в его направлении, чтобы пуля не срикошетила. Дуло пистолета вложил в рот. Моя рука задрожала, потому что кто-то дернул ручку двери, пробуя войти в помещение. Меня спас человек, поправлявший кабель. Я испугался, что он войдет, плохо прицелился, выстрелил слишком быстро. Пуля попала в щеку, а не в голову".

    Вопреки множеству сообщений в СМИ, военный прокурор не имел ничего общего с расследованием катастрофы президентского самолета Ту-154 под Смоленском в апреле 2010 года, но выстрел полковника Пшибыла вызвал огромный резонанс и заставил отреагировать даже президента страны Бронислава Коморовского. Не только потому, что это первый подобный трагический случай в современной истории Польши, но и потому, что этот выстрел обнажил давнее противостояние между прокуратурами военной и гражданской, которое вошло в решающую фазу. Не первый день в стране на самом высоком уровне говорят о необходимости объединения военной и гражданской прокуратур под руководством последней. Но разразившийся недавно скандал, главным героем которого стал полковник Миколай Пшибыл, может стать непосредственным поводом для осуществления этих планов. А ведь именно Пшибыл, как свидетельствуют его коллеги, всегда был яростным противником упразднения военной прокуратуры.

    Причиной скандала стала публикация, появившаяся в минувшую субботу в самом влиятельном польском издании "Газета выборча". Ее авторы - Войцех Чухновский и Эва Седлецкая, занимающиеся журналистскими расследованиями, опубликовали текст под громким заголовком "Военная прокуратура шесть раз нарушила закон". В публикации говорилось о том, что сотрудники познаньской прокуратуры потребовали от операторов мобильной связи без соответствующего решения суда предоставить им доступ к содержанию СМС-сообщений, отправленных с номеров сотрудников Главной военной прокуратуры в Варшаве, занимавшихся расследованием причин авиакатастрофы президентского самолета ТУ-154, унесшей жизни 96 пассажиров, в числе которых был президент Польши Лех Качиньский, а также СМС-сообщений журналистов, публиковавших "утечки" из секретных материалов следствия.

    Как пояснил "РГ" один из авторов громкой публикации Войцех Чухновский, военная прокуратура подозревала, что сотрудник Главной военной прокуратуры Марек Пащенек, который отвечал за расследование причин авиакатастрофы, встречался с политиками партии "Закон и справедливость", основателем которой был погибший в авиакатастрофе президент, двумя журналистами польских СМИ и агентом американских спецслужб и передавал им информацию о следствии. Военная прокуратура начала свое расследование, которое было поручено прокурорам в Познани. Для того чтобы найти подтверждение этой гипотезы, познаньские военные прокуроры решили установить, кто же источник информации двух журналистов, что само по себе является нарушением закона о СМИ. "К тому же, - добавил Чухновский, - они потребовали от сотовых операторов не только информацию о телефонных звонках этих журналистов за период с апреля по ноябрь 2010 года, но и доступ к содержанию СМС-сообщений, что является серьезным нарушением закона, ведь для этого нужно согласие суда".

    По словам Чухновского, дело закрыли. "Он действительно встречался с агентом ФБР, доказано, что он контактировал с политиками "ЗиС" и журналистами, но не доказано, что он передавал им какую-либо информацию о следствии. А журналисты отказались открыть свои источники", - рассказал "РГ" Войцех Чухновский. Поэтому военному прокурору Миколаю Пшибылу и понадобились все СМС-сообщения. Но он, видимо, забыл, что у польских СМИ свои источники есть практически везде.

    После субботней публикации в "Газете выборчей" Пшибыл лично обзвонил местных тележурналистов и попросил их приехать в понедельник на пресс-конференцию, на которой он планировал опровергнуть данные, опубликованные в СМИ. Она должна была состоять из двух частей: сначала полковник зачитал свое заявление для прессы, а затем должен был ответить на вопросы журналистов. Однако в перерыве после эмоционального заявления Миколай Пшибыл с улыбкой на устах попросил корреспондентов и своего помощника выйти в коридор здания прокуратуры, чтобы он мог немного успокоиться. Через минуту из его кабинета донесся хлопок. Журналисты предположили, что упала одна из оставшихся в кабинете Пшибыла телекамер, и поспешили туда.

    В помещении они увидели прокурора в луже крови. И хотя ранение, которое получил полковник, медики признали не опасным для жизни, выстрел из его, как выяснилось, личного оружия прозвучал на всю страну, а его заявление, которое могло остаться не услышанным, в Польше посмотрел или прочитал каждый. В нем полковник сообщил, что его подразделение занимается расследованием случаев коррупции и преступлений в польской армии. Если военная и гражданская прокуратуры будут объединены, то эти расследования "растворятся" в новой структуре. А журналисты, раздувающие скандал с СМС-сообщениями, по его мнению, играют на руку тем, кто в этом заинтересован.

    Поделиться