Существенно увеличить поток туристов в регионы можно без серьезных материальных затрат. В этом уверены представители российского движения караванеров. Решая задачу привлечения гостей на свои территории, в регионах обычно первым делом возлагают надежды на глобальные инфраструктурные проекты, в частности строительство современных отелей, которые удовлетворят спрос требовательного путешественника. Между тем среди туристов немало тех, кому гостиничный сервис не нужен. О том, что это за резерв, на который власти пока обращают мало внимания, корреспонденту "РГ" рассказал глава Лиги караванеров Андрей Артюхов.
Андрей, расскажите, что значит караванинг, караванеры? Далеко не всем эти понятия знакомы.
Андрей Артюхов: Слово "караванинг" происходит от английского caravan - фургон, вагончик. Это путешествие на специальных транспортных средствах, которые можно объединить общим названием - дома на колесах. Те, кто так отдыхает, называются караванерами. Хотя надо сказать, значительную долю в караванинге составляют любители путешествовать на обычных легковых автомобилях с туристской палаткой в багажнике.
Самый большой плюс этого вида туризма - свобода. Человек не ограничен ни расписанием общественного транспорта, ни рамками турпутевки, ни наличием или отсутствием мест в отеле. За отпуск или сезон караванер может сменить несколько мест отдыха, не решая при этом вопросов, связанных с арендой недвижимости.
Кроме того, с точки зрения организации отдыха караванинг самодостаточен. Путешествуя в доме на колесах, человек не отказывается от привычного уклада жизни. С собой можно взять все любимые вещи: книги, диски, одежду, лыжи, велосипед, лодку и даже мотоцикл. Главное - чтобы был газ для бытовых нужд и топливо в баке. И путешествуй где хочешь.
В России поездки на отдых на собственном авто, конечно, дело обычное, но классический вариант караванинга - с домом на колесах - пока все-таки экзотика.
Андрей Артюхов: В США этому движению уже за сотню лет, в Европе - больше восьмидесяти, а у нас - только лет семь. Сегодня в России есть несколько клубов караванеров, в том числе наш. От частных встреч и путешествий мы перешли в формат профессионального объединения, потому что назрела необходимость поднимать вопрос о развитии индустрии автотуризма. Это наиболее массовый и популярный вид путешествий, но органы власти его почему-то не замечают. У нас огромный парк личных автомобилей, который постоянно увеличивается. Люди путешествуют, но они могли бы это делать активнее, если бы имелась соответствующая инфраструктура.
А что требуется такому путешественнику? Хорошая дорога, сеть автозаправок, стоянки возле исторических и прочих памятников…
Андрей Артюхов: Не только. Люди, путешествующие таким образом, должны иметь возможность где-то остановиться на отдых. В Америке и Европе для этих целей развита сеть кемпингов. То есть специально оборудованных и охраняемых баз со стоянками для автомобилей, источниками питьевой воды, туалетами, душевыми, кухнями, электрическими розетками, местами для осмотра, мойки и ремонта автомобилей. В кемпингах, кроме того, могут работать столовые, магазины, прачечные, спортплощадки и даже кинозал - но это в зависимости от возможностей и желания владельца. А что называется кемпингом, например, в Краснодарском крае? По сути, это просто площадки, где неизвестно за что собирают деньги. Переполненные биотуалеты, отсутствие розеток и всего остального…
Мы уже много путешествуем по Европе и видим, что в любом европейском базовом кемпинге турист, приехавший даже на велосипеде с палаткой, может получить полный комплекс услуг. Палатка ставится рядом с хозяйственным блоком, где есть теплая душевая и оборудованный туалет с прекрасной сантехникой. На мини-кухне человек, пользуясь своей посудой, может приготовить обед. Это полноценный оборудованный кемпинг уровня "три звезды", каких в Европе тысячи. В большинстве из них есть даже тихий час, когда, например, с двух до трех часов запрещены шумные мероприятия и движение автомашин по территории. Причем кемпинговые стоянки есть везде - будь это экологическая тропа, какое-то озеро или историческая часть города. Хотя организация такого размещения туристов намного дешевле строительства гостиницы, в России более-менее оборудованные кемпинги можно пересчитать на пальцах одной руки.
Где же находятся эти инфраструктурные достопримечательности?
Андрей Артюхов: В мае этого года открылся полноценный городской кемпинг на "две звезды" в парке Сокольники в Москве. Есть несколько кемпинговых площадок на озере Селигер в Тверской области, в Астраханской под кемпинги переделаны несколько рыбацких баз. Строится кемпинг в Суздале. Думаем, что он первым в России будет соответствовать европейскому уровню "три звезды".
И все-таки караванинг - дело не дешевое. Особенно если это не путешествие в "жигулях" с палаткой, а в собственной квартире на колесах. Могут ли такие передвижные дома стать для России массовым явлением?
Андрей Артюхов: Индустрия караванинга предлагает варианты на все кошельки. Во-первых, очень серьезно разнятся в цене так называемая моторная техника, то есть когда жилой модуль установлен на шасси с двигателем, и безмоторная - прицепы, требующие буксировки. Вторые значительно дешевле. Есть автодома бюджетные, среднего и премиум-класса, есть целые лайнеры, где из бытовых удобств - полный комплект мебели, стиральная и посудомоечная машины и так далее.
Сколько стоит бюджетный вариант дома на колесах?
Андрей Артюхов: Как хороший внедорожник. Цены на новые автодома начинаются примерно от 40 тысяч евро, на прицепы - от 300 тысяч рублей. Но к нам идет большой поток бывшей в употреблении техники из Европы - как автодомов, так и прицепов. И если года три назад по всей России продавали всего двести автодомов, то сейчас большие интернет-порталы выделяют под продажу этой техники целые страницы.
То есть спрос все же есть?
Андрей Артюхов: Конечно, есть. А то поколение караванеров, которое пять лет назад начинало кататься на "бэушных" прицепах, сегодня старается их продать и приобрести автодома. Подержанный дом за полтора миллиона рублей, например, купить вполне реально.
Кстати, среди караванеров встречаются и такие люди, кто делает автодома своими руками. Есть у нас обычный инженер, который по жизни занимается обслуживанием бытового хозяйства. Ему интересно путешествовать, он любит технику и сам собирает свои прицепы, даже конструирует их. У нас немало людей, которые обычные "газели" переделывают под жилые, делая их более комфортабельными. В Европе, кстати, создана целая индустрия: можно сделать из обычного фургона жилой, заказать туда мебель и бытовую технику. Там существуют специальные каталоги, по которым все можно собрать. У нас это направление пока, к сожалению, не развито.
Создание в регионах России сети кемпингов какой вид туризма сильнее подтолкнет - внутренний или въездной?
Андрей Артюхов: И тот и другой. Но въездной пока, возможно, больше. У иностранцев огромный спрос на такие путешествия по России. Наш клуб в этом году вступил в международную ассоциацию караванинга Eвропы, и мы в качестве приглашенных гостей были на одном из фестивалей. Только лишь появление нашего дома с российскими номерами вызвало неподдельный интерес. К нам постоянно приходили люди и спрашивали: "Вы путешествуете по России на автодомах? Вам не страшно? Там безопасно?" Мы всех уверяли, конечно, что все нормально.
В Европе порядка 15 фирм, которые специализируются на организации туров по территории России. Но большей частью - это экстремальные туры. Они собирают по 10-15 экипажей и возят их в Москву, Санкт-Петербург и города Золотого кольца. Если внимательно ознакомиться с программами, очевидно: кемпинги заканчиваются на границе с Польшей либо Прибалтикой, а дальше идут так называемые импровизированные стоянки при отелях, если есть такая договоренность, или по соседству с дальнобойщиками… Наши переговоры с руководителями этих фирм показали, что налицо реальная проблема: они готовы увеличить потоки туристов в разы, но не знают, куда везти людей на отдых, потому что организаторы тура несут ответственность за клиентов и их имущество.
Мы встречали в странах Балтии туристов, которые путешествовали по Прибалтике, а дальше у них была намечена дорога в Россию. Но, доезжая до границы, они оставляли свои автодома в ближайшем кемпинге, грузились в автобус и на нем ехали в Санкт-Петербург. А если и прибывали сами в российский город, то вынуждены были ставить автодома на стоянке и снимать номера в отеле, чтобы помыться.
То есть их даже дороги наши не пугают, лишь бы был кемпинг?
Андрей Артюхов: Да. Тем более что в Центральной России большинство дорог сейчас в более или менее нормальном состоянии. И если оценивать перспективы въездного автотуризма, то самый большой потенциал в этом плане - у европейской части страны, потому что она ближе к Западу. Территория России огромна, и далеко не каждый иностранец сможет потратить почти сто дней на поездку до Байкала.
Впрочем, сейчас мы ведем переговоры с американским бизнесменом, который готов возить автодома через океан до Владивостока, а их хозяева будут прилетать туда на самолете. У них есть большое желание организовать автопробег из Владивостока в Санкт-Петербург. Американцы хотят посмотреть Россию, пусть даже это будет дорого.
А российские регионы идут навстречу? Или ваши инициативы пока встречают недоумение?
Андрей Артюхов: Мы участвовали в нескольких туристических выставках и всколыхнули российскую общественность, вызвали интерес к этому движению. В результате сейчас активно взаимодействуем с Башкирией, республиканский министр туризма сразу пригласил нас на подписание соглашения о сотрудничестве. Есть контакт с Воронежской и Липецкой областями, где огромный туристический потенциал. Раньше это были просто транзитные регионы для поездок на юг. А ведь там есть что посмотреть, и сейчас они совместно разрабатывают проект своеобразного "Золотого кольца Черноземья", чтобы сдвинуть людей с насиженных мест. Ведь выходные можно проводить на природе, исследуя собственный край - его историю, природу. Та же Воронежская область богата на заповедники, а в таких местах запрещено капитальное строительство. Кемпинг в этом случае - незаменимый вариант.